Лайфхаки

6 самых страшных катастроф, о которых в СССР знали лишь единицы

Одной из самых известных катастроф XX века, произошедшей на территории СССР, без сомнения является авария на Чернобыльской АЭС.  Кроме ужасных экологических последствий пожара в реакторе станции, эта трагедия стала своего рода прецедентом в атомной промышленности и повлияла на множество технологических и нормативных нововведений. Однако в истории Советского Союза (как, впрочем, и любого другого государства) были и другие печальные страницы истории, которые особенно не афишировались в СМИ и гораздо быстрее распространялись по каналам «сарафанного радио». Сегодня мы решили напомнить о шести трагедиях, заполнивших несколько черных страниц нашего прошлого.

Автор статьи: AVE


Заражение в закрытом пространстве

Вопреки распространенным заблуждениям авария на Чернобыльской АЭС была не первой техногенной катастрофой, приведшей к выбросу в атмосферу радиоактивных веществ. И в СССР, и в мире уже случались подобные происшествия, хотя их масштаб был значительно скромнее. В 1970 году на заводе «Красное Сормово» города Горький (сейчас Нижний Новгород) проводились гидравлические испытания силовой установки новой атомной подводной лодки.

После перегрузки из-за несанкционированного запуска корпус реактора частично разрушился, выбросив в окружающее пространство до 75 тысяч тонн кюри. Испытания проходили в закрытом цехе, за счет чего удалось избежать заражения прилегающей территории, однако более полутора тысяч сотрудников, находившихся в разной степени удаленности от эпицентра, получили свою дозу заражения. Спустя сорок лет со дня трагедии в живых осталось около двухсот человек из общего числа участников аварии, все они имеют группы инвалидности.

Мини Чернобыль

За тринадцать лет до происшествия на заводе «Красное Сормово» в СССР случилась еще более крупная катастрофа, которая и сегодня по своим масштабам уступает только уже упомянутому Чернобылю и недавней японской Фукусиме-1. Все случилось на химическом комбинате «Маяк» закрытого города Челябинск-40, но поскольку он не был обозначен на картах, аварию назвали Кыштымской – по наименованию ближайшего населенного пункта. Взрыв произошел в бетонном саркофаге для хранения высокоактивных радиоактивных отходов – в атмосферу попало примерно 20 миллионов тонн испарений радиоактивной воды (Чернобыль «подарил миру» 380 миллионов тонн, данные по Фукусиме-1 до сих пор не обнародованы).

Взрыв произошел из-за выхода из строя системы охлаждения. Облако радиоактивных элементов было выброшено на внушительную высоту. Под порывами ветра оно разнеслось в атмосфере по направлению на северо-восток и накрыло территорию протяженностью около 300 километров. В зоне поражения оказались десятки тысяч местных жителей, которые впоследствии были эвакуированы. Тысячи квадратных километров земли, зараженные радиоактивными осадками, не используются до сих пор.

Рукотворная сель

Катастрофы, не связанные с радиационными заражениями, иногда бывают не менее опустошительными. Например, такие, как Куреневская трагедия, которая случилась в одноименном районе города Киев 13 марта 1961 года. Еще в 1952 году здесь была заложена дамба, за которой почти десять лет накапливались строительные отходы с ближайших кирпичных заводов. Они представляли собой вязкую грязевую массу, общий вес которой в один момент оказался критическим. Дамба начала стремительно разрушаться и менее, чем за час полностью рухнула. Грязевой поток устремился в жилые районы.

Вал высотой до 15 метров сметал все на своем пути – дома, электрические столбы, многотонные трамваи и автомобили. Густые массы остановились лишь естественным образом, затопив огромную территорию, в том числе – стадион «Спартак» и трамвайный парк. Официальное число погибших оценивается примерно в 150 человек, хотя скептики до сих пор сомневаются в столь скромной цифре. Совершено точно известно, что в следствии Куреневской трагедии без крова остались около 1500 человек.


Вам могут понравиться и эти статьи:


Байконур в огне

Космодром Байконур всегда относился к объектам повышенной опасности, ведь на заре космонавтики далеко не каждый запуск ракеты заканчивался благополучно. Территория объекта специально оборудована массивными защитными сооружениями, способными выдержать мощное ударное и термическое воздействие. Однако даже эти меры не всегда оказываются достаточными – 14 октября 1960 года на Байконуре произошла страшная трагедия, которая унесла жизни около сотни военных и гражданских специалистов.

Огромное количество жертв связано с тем, что эту трагедию никто не предвидел. Взрыв баллистической ракеты Р-16 произошел за 30 минут до назначенного старта, когда на площадке находилcя почти весь обслуживающий персонал, а высокие чины еще не успели спуститься в укрытие. Неожиданно случился запуск двигателя, который привел к разрушению топливного бака и подрыву ракеты. За считанные мгновения воспламенились тонны топлива, превратив территорию космодрома в огненный ад. У людей не оставалось ни малейших шансов на спасение. Обстоятельства этой катастрофе почти 30 лет оставались под грифом «Секретно».

Последний полет «Пахтакора»

А вот об этой авиакатастрофе говорили много и эмоционально, скрыть ее факт не получилось бы при желании. Ведь на борту одного из погибших самолетов прервала свой спортивный и жизненный путь целая футбольная команда! Боль от гибели ташкентского «Пахтакора» сохранилась в сердцах любителей спорта и по сей день. Сразу же после происшествия, катастрофа породила множество версий. Некоторые из них могут показаться скандальными, а другие – откровенно нелепыми. Мы же будем опираться на факты и официальные результаты расследования.


Загляните и сюда!


11 августа 1979 года в 13:35 в небе Днепропетровской области столкнулись два пассажирских самолета. ТУ-134А следовал по маршруту Воронеж-Кишинев, а ТУ-134АК, на борту которого и находились футболисты, совершал перелет из украинского Донецка в Минск. Из-за ошибки диспетчеров, которые не смогли назначить каждому борту безопасную высоту полета, произошло это нелепое и чудовищное по своим масштабам столкновение. Всего на двух самолетах находились 174 человека, включая членов экипажа. Погибли все.

Железнодорожный ад

Самым безопасным видом транспорта считается поезд. Действительно, что может угрожать его пассажирам? Состав движется по выделенной колее, целостность которой ежедневно проверяется. Скорость большинства поездов не слишком высока, и даже в случае столкновения между составами люди имеют шансы отделаться легкими травмами. Логическим заключением нашей подборки станет трагедия совершенно невероятная, но от этого не менее жуткая. Случилась она уже на закате СССР – в 1989 году на перегоне Аша – Улу-Теляк Куйбышевской железной дороги.

Параллельно железнодорожному полотну проходила ветка газопровода Сибирь-Урал-Поволжье, именно на ней произошла авария, которая предопределила дальнейшие трагические события. Газовое облако постепенно покрыло обширную территорию, при этом концентрация легких углеводородов была невероятно высока. В роковой момент на указанном участке повстречались сразу два поезда, следующие в противоположных направлениях: Адлер-Новосибирск и Новосибирск-Адлер. Сейчас уже невозможно установить, из-за чего воспламенился газ, да это, по сути, и не важно. Мощнейший взрыв и последующий за ним обширный пожар унесли жизни более пятисот человек. Еще примерно столько же пострадавших получили ожоги различной степени тяжести.


Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!

Поделитесь этим:
VKOdnoklassnikiFacebookTwitter

22 Комментарий

  1. Миллионы тонн кюри 111.
    А в каком месте таблицы Менделеева его искать?

      1. >> Просим прощения, автор неверно выразился. Спасибо, что увидели ошибку. Исправили)
        Вам ничего не поможет, лучше не пишите, а если сил нет не писать, то не публикуйте.

        >> 75 тысяч тонн кюри
        Кюри — единица радиоактивности. «Тонна кюри» — это также безграмотно, как «килограмм метров» или «литр амперов».

        >> Рукотворная сель
        Сель — существительное мужского рода.

  2. Про Ашинскую катастрофу было во всех газетах и на ТВ и на радио. Знала вся страна…

  3. Падение военного самолёта на детский сад, когда утром родители увидели на месте садика клумбу можно тоже добавить

  4. Уж про последнюю то аварию явно не единицы слышали. В те дни все газеты печатали подробности. Я еще совсем сопляк был, но сам читал большой материал об этом в КП.
    И про тонны кюри не понял. Кюри — единица измерения радиации, а не мера веса и не химический элемент. Так что смысла в предложении не больше, чем «75 тысяч тонн рентген. Есть элемент кюрий, мое, его имели ввиду? Но тогда откуда такие бешеные цифры? Этот трансурановый элемент получают в реакторах, но епрст, сколько надо загрузить в реактор урана, чтобы на выходе получилось 75 тысяч тонн?

  5. Это только у меня на фоне статьи про катастрофу под Ашой изображены жаренные колбасы? Вы дебилы???

  6. Взрыв совершенно вроде бы безобидного предприятия — завода по производству корпусов телевизоров Минского объединения «Горизонт» в марте 1972 года. Погибла почти вся работающая смена.

  7. Вроде хотели написать о ТЕХ КАТАСТРОФАХ, о которых знали ТОЛЬКО ЕДИНИЦЫ.
    О тех , что здесь описаны, про некоторые знало ПОЛстраны, а про БОЛЬШИНСТВО- ВСЯ СТРАНА!

  8. Вы начали про катастрофу на «Красном Сормове» в Горьком и вдруг:: «это произошло под Челябинском»… Уснули, когда переписывали?

  9. Вы начали про катастрофу на «Красном Сормове» в Горьком и вдруг: «Это произошло под Челябинском…» (авария на комбинате «Маяк»). Уснули, когда переписывали?

  10. Гибель хоккейной команды «Локомотив» в Ярославле! Гибель ансамбля им. Александрова в Сочи! И много другого. Чаще всего причина — человеческий фактор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.