Новости

«Да будет свет!» — сказал Инго Мауэр! Необыкновенные световые инсталляции дизайнера

О том, насколько важен свет, говорит Библия, указующая, что в первый день творения Бог создал не только небо, землю и воду, но и свет. Наверное, как никто другой, важность этой лучистой энергии превозносит Инго Маурер (Ingo Maurer) — дизайнер с мировым именем.

 


По страницам биографии

Этот человек, которому свойственно обращаться со светом креативно, провокативно и стильно, родился в далеком 1932 году на острове Райхенау (Германия). Так получилось, что он стал печатником и какое-то время трудился в типографии. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь. В конце концов неуемная энергия и талант берут свое — и Маурер поддался увлечению графическим дизайном, после чего отбыл в Америку. Три года своей жизни (с 1960 по 1963) он работает дизайнером-графиком.

Собственную компанию Design M, позднее переименованную в Ingo Maurer GmbH, Маурер основывает в 1966 году. Поводом для этого судьбоносного шага послужило влияние вдохновляющей культуры поп-арта.

Светильник Bulb

Он трудится не один. Его команда насчитывает 75 человек. Как раз в это время удивленный мир приходит в изумление от легендарного Bulb — светильника, сделанного в виде обычной лампочки накаливания, внутри которого находится самая настоящая лампочка накаливания. И кто бы мог подумать, что это творение, объединившее в себе предельную простоту и оригинальность, так понравится современникам? По этой причине упомянутая модель занимает достойное место в коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке.

Маурер получает многократные предложения насчет участия в шоу-румах Мюнхена и Нью-Йорка. Событием в мире дизайна можно считать и выставку «Светильники, я думаю о вас», состоявшуюся в Центре Жоржа Помпиду в 1985 году.

Люстра YaYa Ho

Здесь была представлена инсталляция Мауэра YaYa Ho, созданная из проводов и галогенных ламп. 1989 ознаменовался выставкой в Фонде Картье; 1993 — в музее Стеделик; в 1998 — в МоMa; в 2002 — в Vitra Design Museum.


Читать похожие статьи:


Мауэр и его видение жизни

Даже после 45 лет на вершине дизайна, великий Инго не берет на себя смелость разделения современного искусства и дизайна, поскольку считает, что не дотягивает до высокого звания художника. Изо всех сил Маурер старается апеллировать к чувствам, которые куда ценнее, чем их словесные описания. Он жаждет переживаний, но никак не анализа своего творчества. На вопрос, что он хотел сказать своей работой, Инго заостряет внимание на том, что сделанные им вещи не могут разговаривать. Их задание — воздействие на чувства и визуальное восприятие.

Среди единомышленников Маурера стоит назвать фэшн-дизайнера Иссеи Мияки (Issey Miyake), голландских мастеров Франса ван Ньевенборга (Frans van Nieuwenborg) и Мартейна Вегмана (Martijn Vegman). А в 2016 для бренда потрудился сам Рон Арад (Ron Arad). О проектах дизайнера высказывались такие мэтры как Филипп Старк (Philippe Starck) и Джаспер Моррисон (Jasper Morrison). Их эссе служат хорошим дополнением книги Provoking Magic, посвященной творчеству Маурера.

Удивительные творения Мауэра

Реализация замыслов Инго Маурера и его команды не заставляет себя долго ждать. Дело в том, что для выпуска высококлассной продукции трудится собственное производство. Задающий тон в своей отрасли, художник рекомендует сосредоточиваться не на светильнике, а на свечении, из него исходящем.

Светильник Breaking Buddha

Несмотря на сложность спроектированных Маурером высокотехнологичных систем света, чаще всего он выбирает «несерьезные образы». Для этого вполне подходят такие детали как лампочки-груши, бабочки, чайные ситечки, клетки с крысами, бутылки, тюбики от зубной пасты и даже обрывки бумаги, на которых слова «Я тебя люблю», могут быть написаны на разных языках. В создании люстры Breaking Buddha в ход пошли разбитые фарфоровые головы улыбающегося Будды.

Светильник Flying Future

Первый опыт использования органических светодиодов имел место в создании светильника Flying Future, окончательно оформленного только в 2010 году, хоть работы и начались 4 года назад. Настольная и настенная версия насчитывают 750 светодиодов, мастерски вмонтированных в пластиковую пластину.


Читать статьи на похожие темы:


Лампы Alizz С

В 2008 году планета получила в подарок целую серию змееобразных ламп Alizz С. В качестве материалов использован металл, пластик и резина. Помимо уникальности дизайна, радует возможность регулирования светового потока. Мауэр настолько любит выстраданные им модели, что не позволяет именовать их простым сочетанием букв и цифр. У его работ просто удивительные, поистине поэтичные имена: «Птичье гнездо», «Слеза рыбака», «Блуждающий палец».

Выбор материалов

Светильники Luccelino

Люстра Zettel’z

Самым главным условием при выборе материала для творчества является легкость. Наверное, потому одним из наиболее предпочитаемых материалов для Инго является рисовая бумага. Не менее высоко он ценит и часто использует в работе листовое золото. Особое пристрастие художник питает к изделиям из стекла и металла, алюминиевым трубкам, силикону. В качестве примера упомянем модель Luccelino (1992) с гусиными перьями; светильник Zettel’z (1997), включающий 31 лист с печатным рисунком и 49 чистых листов японской бумаги. Кроме того, встречаются работы из плечиков для одежды, бутылок Campari.

Лампа Bibibibi

В создании лампы Bibibibi Инго использованы красные ноги игрушечной птицы.

Эффекты

Так как Маурер выше формы ценит сам свет, вполне понятным является акцентирование на тех или иных эффектах. Вот взять хотя бы Light Cone, где имеют место воронки в потолке, посредством которых в помещение попадает свет.

А Flying Flames легко узнать по мерцающим свечам.

А чего стоит роскошная инсталляция «Золотая лента» (Golden Ribbon), удивляющая своими размерами и рельефом. Кроме того, путем многолетних экспериментов Маурер научился достигать сходства LED (светодиодных)‑лампочек с настоящими языками пламени. Представьте, каким же талантом надо обладать, чтобы путем перемен в освещении заставить стены передвигаться и менять форму!

Дизайнер творит не только на поприще светильников. С помощью света он легко преображает целые пространства. В качестве примера стоит назвать атриум Galeries Lafayette (2004), Мюнхенскую станцию Westfriedhof (1998), Atomium (2006),  Deutzer Bruecke (1997) в Кельне, постоянно обновляющиеся инсталляции на Миланских салонах и многие другие.

Художник в течение всей своей жизни придумывает головокружительные инсталляции, одаривает идеями, которые с легкостью подхватывают ведущие мировые компании. Гармония света и формы, достигнутая Маурером, указывает путь к огромному потенциалу визуальной трансформации окружающей обстановки. Его творения достойны находиться в лучших музеях своей отрасли.

Поделитесь этим:
VKOdnoklassnikiFacebookTwitter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.