Несмотря на то, что современный театр (особенно драматический) все чаще уходит от роскошных детальных декораций к условным, а иногда и к полному их отсутствию, нельзя не согласиться с тем, что декорации создают настроение. Хорошая сценография способна «вытащить» весьма средний спектакль, оттянув внимание зрителя на визуальные эффекты, а неудачные декорации могут загубить неплохую постановку. Как действуют интерьерные декорации? Попробуем разобраться.
Автор статьи: Анна Бабина
Зачем нужны декорации?
Звучит третий звонок, поднимается занавес, и мы полностью погружаемся в происходящее на сцене. Иногда даже восторженно ахаем, как, например, на знаменитой постановке балета «Щелкунчик» с декорациями Михаила Шемякина в Мариинском театре.
Декорации, как и другой театральный реквизит, должны органично дополнять образ места и времени, создаваемый актерами. Для этого над спектаклями трудятся сценографы и художники-декораторы, стараясь создать максимально достоверную обстановку. Сначала создаются эскизы. Прорабатывается не только фон («задник»), но и кулисы, занавес, а также предметы, которые находятся непосредственно на сцене. Все эти объекты вместе должны создавать целостный законченный образ.
Читать статьи на похожие темы:
- Призрак Распутина в питерских интерьерах
- Винтажные предметы в современном интерьере
- 10 вещей, которые разрушают уют
- Немыслимый микс в особняке позапрошлого столетия
- Как вписать в интерьер 33 горшка с цветами
- Вдохновимся уютным домом в винтажном стиле?
- Как подобрать абажур для светильника, чтобы он гармонично вписался в интерьер
Виды декораций
Традиционно декорации принято делить на жесткие и мягкие, но в последнее время театры активно используют третий, наиболее современный вид декораций — проекции. Жесткими декорациями называются объемные предметы (колонны, мебель, лестницы), которые, в свою очередь, делят на бутафорские (не предназначенные для прямого воздействия актеров) и обыгрываемые (те, которые используются во время действия).
Небольшие театры, у которых нет своих мастерских для создания декораций, а также средств для создания реквизита на заказ в мебельных и специальных реквизитных мастерских, вынуждены приобретать необходимые предметы в обычных магазинах и на блошиных рынках.
Говорят, что барахолка на Удельной в Санкт-Петербурге стала настоящим кладезем ценного реквизита не только для небольших театров, но и для киностудий.
Мягкие декорации чаще всего представляют собой тканевые или картонные фоны с нанесенным на них рисунком. Мастерски выполненные фоны создают полную иллюзию перспективы и объема помещения, как, например, знаменитая декорация Летнего сада из оперы «Пиковая дама».
В современном театре декорации все чаще достаточно условны. На темном фоне или проекции актеры взаимодействуют с несколькими предметами мебели или реквизита, которые схематично обозначают нужную обстановку. Считается, что все остальное должно дорисовывать воображение зрителя (разумеется, не без помощи актерской игры).
Но все же нельзя забывать, что театр — всегда праздник для зрителей, и декорации играют не последнюю роль в создании волшебной сказочной атмосферы представления.
Произведения искусства
Иногда мастерство театральных художников достигает такого уровня, что декорация создает полную иллюзию погружения в атмосферу места действия. Например, декорации к балетам и операм Мариинского театра в Санкт-Петербурге воспринимаются как отдельное произведение искусства и известны по всему миру.
Наиболее знамениты декорации к операм «Пиковая дама», «Травиата», а также к балетам «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро». Благодаря труду театральных художников сцена театра превращалась во дворцы, храмы, салоны, гаремы, восхищая зрителей.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!