Новости

Как философский камень открыл майсенский фарфор

Вы когда-нибудь слышали о фарфоре из Майсена? Это настоящее сокровище мира. Тонкое, изящное, звенящее. Им просто необходимо украсить интерьер. 

Автор статьи: Ольга Храбрых


В погоне за золотом 

Городок Майсен находится в 15 километрах от немецкого Дрездена, на берегу Эльбы. А знаменит он своим фарфором. В 1710 году была создана первая в Европе фарфоровая мануфактура на территории крепости Альбрехтсбург, мастера которой изготавливали столовые и кофейные сервизы, отличающиеся тонким декором и яркими росписями, вазы и декоративные статуэтки. Сейчас там находится музей майсенского фарфора.

 

А секрет изготовления фарфора благодаря результатам экспериментов по поиску «философского» камня был открыт немецким алхимиком Иоганном Бёттгером (1682-1719).

Как известно, китайский фарфор в то время ценился дороже золота. И не было в Европе мастеров по изготовлению фарфора подобных китайским. За товары, привозимые из Китая и Японии — тонкие фарфоровые сервизы — европейцы платили огромные суммы денег.

Иоганн Фридрих Бёттгер, аптекарь по профессии, пробовал заниматься  добычей из всяких смесей драгоценных металлов. Об этих экспериментах узнал курфюрст Август Сильный, ох и жаден был тот Август. Бёттгеру было поручено добыть золото, но потратив годы на смешивание разных металлов, нужного результата он не достиг. Курфюрст от алхимика не отставал, предоставил ему в помощники владельца стекольной мастерской фон Чирнгауза. В 1708 году мастера в результате смешивания разных сортов глины и ее обжига получили неожиданный результат — белый фарфор, который почти не отличался от китайского.

Август понял, что это прямой путь к обогащению. И в 1710 году была организована мануфактура по производству фарфора, который уже тогда стали называть бёттгерским. Но Бёттгер тоже не «лыком шит», попытался продать секрет фарфора курфюрсту Пруссии, за что и поплатился, попав в тюрьму, где отсидел до 1714 года. По требованию короля поиски настоящего золота не прекращались. Может быть, и нашел бы, но в 1719 году во время проведения ядовитых экспериментов неожиданно умер. Жадность, как говорится, мастера погубит. А Август в это время стал искать других талантливых мастеров, способных производить собственные фарфоровые формы. И такой мастер нашелся.

Это был Йоханн Иоахим Кендлер (1706-1775) из Дрездена. Он проявил свои способности как ваятель и как декоратор, разработав свой стиль. Фарфор, украшенный различным декором: цветами, фигурками людей или животных. Этот стиль, названный «фарфоровое барокко», вызывал восхищение.

В 1770 году экспорт майсенского фарфора в Россию составил 40 процентов. Шедевры майсенского фарфора появлялись в коллекциях известных музеев, а также в Эрмитаже.

Майсенские мастера берегут секреты производства своего фарфора, который  изготовляется, как и в XVIII веке, вручную. Эмблема майсенского фарфора — два скрещенных меча синего цвета, в разные годы рисунок менялся. Для коллекционеров этот фарфор и в наши дни не потерял своей ценности.

Фарфор в интерьере

У многих при словосочетании «фарфоровый сервиз» возникают ассоциации с каким-нибудь особняком аристократической семьи или бабушкиным шкафом. И дизайнеры задаются вопросом: как же в таких условиях разместить фарфор в интерьере, дабы он не выглядел старомодным?

Вообще фарфор способен украсить любой интерьер. Если речь идет о классическом интерьере, то фарфоровыми цветами можно украсить зеркала, фарфоровыми узорами — посуду и мебель на кухне.

А из многочисленных фарфоровых ваз можно составить целую композицию. Главное — сочетать их в зависимости от формы и объема.

А вспомните статуэтки фарфоровых барышень, рыб или других животных. Похоже, мода на них снова возвращается. В любом случае появление такой статуэтки не только перенесет вас в прошлое, но и по-настоящему украсит ваш интерьер.

Поделитесь этим:
VKOdnoklassnikiFacebookTwitter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.