Дизайн как способ преодоления несовершенства материи развивается более сотни лет. Его культура тесно связана с эстетическими представлениями человечества. Даже в случае с мебелью, домашней техникой и аксессуарами на первое место встает не прагматичная функциональность решений, а совершенство форм, соответствие чувству прекрасного. Внешняя привлекательность предметов позволяет утолить человеческую жажду к идеалу, оградить от несовершенства окружающего мира.
Автор статьи: Кирилл Сибирцев
Этапы развития культуры дизайна
История дизайна берет свое начало в середине XIX века и связана с переходом к машинному производству. До этого момента ремесленники заботились сразу обо всем: удобстве, красоте, функциональности и экономической целесообразности своих творений. Поэтому речь шла, скорее, о художественном конструировании эксклюзивных предметов, которое не обладало четкими границами и целями.
С эволюцией фабричного производства процесс изготовления бытовых вещей дополнился новой стадией — проектированием. При этом практика раннего дизайна отличалась примитивностью. Дизайнеры отвечали лишь за внешний вид предметов, тогда как забота о функциональности и удобстве использования ложилась на плечи инженеров.
С активной индустриализацией и бурным развитием науки в начале XX века, дизайнерам приходилось все чаще вникать в технологии производства и особенности используемых материалов. Поэтому штат дизайнерских компаний пополнился инженерами и архитекторами. Так началась вторая, современная, эпоха, родившая такие понятия, как эргономика, социология быта, а также массу теорий о соотнесении красоты и пользы.
Третий этап, называемый пост-современным, внес серьезные изменения в эстетическую составляющую дизайна. Он поставил под сомнение актуальность популярной ранее геометрической строгости. И, действительно, дизайнерские решения последних 50-60 лет в большинстве своем характеризуются более мягкими, расплывчатыми формами.
Сегодня на наших глазах мир переходит в четвертую фазу своей эволюции, которую, скорее всего, назовут пост-сенсорной. Развивая тему ухода от строгой геометрии, дизайнеры постепенно переходят к воздушным, нематериальным формам.
Как это выглядит?
Слева яркий пример пост-сенсорного декора от итальянского ателье «Мендини» (Atelier Mendini Le Architetture), создающего иллюзию искажения пространства. Справа творение Густава Мартини (Gustavo Martini). По замыслу художника, импровизированная мебель в пробке и металле показывает контраст между двумя уровнями — плотным материальным и воздушным нематериальным.
При включении света неприглядный прямоугольник, обрамляющий пустоту, приобретает объем и форму.
Стол Quantum от Phillips Collection визуально имитирует взаимодействие энергии (ножки) и материи (столешница с предметами).
Работа Габриэлы Асталос (Gabriella Asztalos) наглядно показывает, как можно совместить веяния прошлого и будущего. Мягкие формы из стекла, напоминающие пузырьки воздуха в воде, отлично сочетаются с правильными кубическими структурами.
Представленные работы являются лишь первыми намеками на переход к новой эпохе в культуре дизайна. Они необычны, сложны для понимания, однако уже сейчас постепенно замещают более привычные решения.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!