Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге, Чизвик-хаус в Лондоне, здание заседаний Конгресса в США и Триумфальная арка в Париже… Что их объединяет? А объединяет их приверженность классике. Классический стиль — одно из самых популярных направлений в архитектуре, и у него есть несколько видов. Сегодня мы поговорим о том, как в разных странах мира развивался классицизм.
Автор статьи: Алена Астешева
Английский классицизм: красота и величие
Чизвик-хаус (Chiswick House). Лондон. Классицизм. Архитектор — Ричард Бойл (Richard Boyle).
Классицизм или палладианство зародился в XVI веке в Италии. Он унаследовал отличительные особенности архитектуры Древнего Рима и Древней Греции, сохранил симметрию, но элементы декора стали более сдержанными. Здания, возводимые в классическом стиле, — величественные, но одновременно простые и строгие. Как этот Чизвик-хаус в Лондоне.
Банкетный зал (Banqueting House). Лондон. Ранний классицизм. Автор проекта – Иниго Джонс (Inigo Jones).
В XVII веке классицизм стал развиваться в Великобритании. Здесь основные черты классического стиля постепенно менялись, «приспосабливаясь» под запросы местных жителей. В эпоху раннего классицизма еще хорошо прослеживается влияние архитектуры Древней Греции и Древнего Рима.
Кенвуд-Хаус (Kenwood House). Лондон. Георгианский классический стиль. Архитектор – Роберт Адам (Robert Adam).
В XVIII веке в Англии классический стиль в архитектуре становится строже. По-прежнему остаются симметрия, но декор для украшения фасадов практически не используется. Это направление в архитектуре получило название «Георгианский классический стиль».
Камберленд-террас. Риджентс-парк. Лондон. Стиль Регентства. Архитектор – Джон Нэш (John Nash).
На смену георгианскому направлению в классицизме приходит стиль Регентства (Английский Ампир). Для него характерны хорошо заметные черты классицизма, но архитекторы допускают использование эклектики, смешения разностилевых элементов. В стиле Регентства в Лондоне по проекту Джона Нэша (John Nash) было возведено здание Камберленд-террас в Риджентс-парке (Cumberland Terrace, Regent’s Park).
Французский классицизм: пышность и тожественность
Пантеон. Париж. Классицизм. Архитектор — Жак-Жермен Суффло (Jacques-Germain Soufflot)
Во Франции классицизм появился в конце XVIII века, когда в Англии он уже изживал себя. На раннем этапе французский классицизм еще наследует черты рококо. Этот стиль выбрал архитектор Жак-Жермен Суффло (Jacques-Germain Soufflot) для своего Пантеона (церковь святой Женевьевы).
Триумфальная арка. Париж. Французский Ампир. Архитектор – Жан Шальгрен (Jean Chalgrin).
Поздний классицизм во Франции (Французский Ампир) — это помпезность, пышность, праздничность. Яркий пример — Триумфальная арка в Париже. Одновременно в Европе и за ее пределами зарождаются стили, лишенные «украшательств», — более простые, понятные, близкие по духу местным жителям: Бидермейер — в Германии и Австрии, Федеральный — в США.
Grand Hotel Sauerhof. Австрия. Бидермейер.
Жилое строение в США. Федеральный стиль в архитектуре.
Русский классический стиль: отказ от жестких канонов
Большой гостиный двор. Санкт-Петербург. Ранний классицизм. Автор проекта – Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот (Jean-Baptiste Vallin de la Mothe).
В России классицизм появляется в эпоху правления Екатерины II. Широкое распространение он получил на рубеже XVIII-XIX веков, когда в Европе уже господствовал неоклассицизм. Для русского классицизма характерно изначальное смешение элементов разных стилей. Яркий пример раннего классицизма — Большой гостиный двор в Северной столице России. Это здание включено в фонд всемирного наследия Юнеско.
Дом Пашкова. Москва. Поздний классицизм. Архитектор – Василий Баженов.
Эклектика сохраняется и в позднем классицизме. Например, у Дома Пашкова в Москве (ныне — музей) есть два фасада. Один — торжественный — смотрит на улицу. Другой — более скромный, усадебный — обращен во внутренний двор.
Неоклассицизм: антитеза модерну, эклектика и долгая жизнь
Дом Антоновой. Санкт-Петербург. Неоклассицизм. Архитектор – Василий Шауб.
В начале XX века стал развиваться новый стиль в мировой архитектуре. В разных странах его называли неодинаково. В России он получил название модерн. Для него характерно использование стекла, бетона, металла при возведении жилых и административных зданий. В нашей стране от него быстро устали и решили вернуться к истокам.
Так появился неоклассицизм, который имел схожие черты с новыми стилями, развивающимися в других странах, но оставался особенным, петербургским. Русские архитекторы в то время ставили своей целью не просто вернуть классическое направление в архитектуре, а развивать его, используя современные достижения.
Здание немецкого посольства в Санкт-Петербурге. Неоклассицизм. Архитектор — Петер Беренс (Peter Behrens).
Неоклассицизм развивался и после Октябрьской революции. Его идеи использовались при возведении зданий в Советскую эпоху. Более того, этот стиль вновь стал актуальным в наши дни. Его часто выбирают при проектировании загородных домов.
Архитектура дома в современном классическом стиле — это вечная классика, которая сохранила величие, элегантность, но стала строгой и сдержанной.