На протяжении всей истории искусства было нарисовано много портретов — прекрасных, удивительных и загадочных… Мона Лиза Леонардо да Вични (Leonardo di ser Piero da Vinci), автопортреты Ван Гога (Vincent Willem van Gogh)… Жанр портретной живописи в течение столетий был основным, но среди него есть отдельное место для странных портретов Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo, 1526-1593), итальянского художника и декоратора XVI века.
Арчимбольдо родился в Милане. Отец его тоже был художником. Рядом с ним Джузеппе начинал свой путь — расписывал витражи, фрески, ткал гобелены, делал первые рисунки. В 36 лет он покинул свой дом в Милане и отправился в Австрию, в Вену ко двору императора Священной Римской империи Максимилиану II (Maximilian II). Поработал там придворным декоратором, художником и даже костюмером, а после был отправлен в Прагу к преемнику Максимилиана II — Рудольфу II (Rudolf II).
О жизни Арчимбольдо мало что известно и многое из нее остается до сих пор загадкой. Он не вел записей и не общался с биографами. Все, что мы имеем сегодня, — его картины.
Джузеппе Арчимбольдо был мастером маньеризма, сложного и очень неожиданного художественного стиля для традиционного искусства эпохи Возрождения. Глядя на его работы, может показаться, что они нарисованы сегодня — настолько авангардны для тех времен.
Он писал картины, используя фрукты и овощи, книги и морские существа… Все, что было так нетипично для искусства Возрождения. Самая известная из них «Времена года» — подарок императору Максимилану II. Лето, осень, зима и весна языком цветов, листвы, фруктов. Аллегорические портреты, в которых материальный мир представлен в виде человеческих форм и персонификации окружающей его природы.
Такие изображения могут показаться необычными для придворного художника. В них много аллегорий. Находились и те, кто видел в портретах Арчимбольдо сходство с известными правителями той эпохи. Карикатура? Насмешка? Обличение? Максимилиан был настолько влюблен в творчество своего придворного художника, что не видел в нем ничего, кроме прекрасного искусства и мастерства символизма. Император выставлял картины Джузеппе в своей персональной галерее — «кабинете любопытства», а некоторые из них преподносил в дар своим оппонентам, союзникам и врагам, как бы говоря им: «Посмотрите на себя со стороны!»
Картина-визуализация «Библиотекарь» — игривое размышление художника. Вы любите и вправду читать? Или покупаете книги, чтобы создать в доме иллюзию того, что в нем живут начитанные интеллектуалы? Такой подтекст скрыт в этой работе. Сатира и каламбур, выраженные кистью и красками — еще одна сторона художественного таланта Арчимбальдо. К нему прилагался дар организовывать великолепные торжества и праздники — для балов и чествований Джузеппе прописывал подробные сценарии, делал декорации, шил костюмы и создавал специальные конструкции для спецэффектов. Event эпохи Возрождения? Еще какой!
Как Джузеппе Арчимбальдо пришел к такому стилю и художественным приемам? К такому креативу, который мог бы удивлять нас и сегодня? К таким многогранным и странным образам? Сложно разгадать его загадку, вышедшую за пределы привычных для Средневековья христианско-канонических рамок восприятия живописи. В одной композиции уживаются красота и уродство. Хотя, стоп… Разве это не душа человеческая, вечно мятущаяся между злом и добром?
После смерти Арчимбальдо его творчество было позабыто. Совсем. Возможно, слишком сложным и несвоевременным было оно для XVI века. Что нам осталось? Мало подробностей о его жизни и всего лишь 20 картин. Их можно увидеть в экспозициях Лувра и Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Или в Интернете прямо сейчас.