Новости

Разрушенный и проклятый: особняк Брусницыных в Санкт-Петербурге

Если разобраться, то это будет очень невеселая статья. В самом деле, чему тут веселиться? Есть в Санкт-Петербурге примечательное здание — особняк Брусницыных. Между прочим, архитектурный памятник федерального значения. Да только что с того? От былого великолепия этого замечательного здания не осталось почти ничего — ни снаружи, ни внутри. Одни обшарпанные стены, заколоченные двери да еще — некая мистическая тайна…

Автор статьи: Пуговка


С чего все начиналось


А начиналось все в 1884 году, когда в Питер из Твери прибыл неграмотный, но оборотистый крестьянин Никита Мокеевич Брусницын и купил себе дом на Васильевском острове на Кожевенной линии. В Питере он решил открыть собственное дело — кожевенную мастерскую. И открыл. И преуспел, несмотря на свою безграмотность. Буквально за несколько лет небольшая  мастерская превратилась в солидную фабрику по выделке кожи.

У купца Брусницына было большое семейство, поэтому купленный дом для него был маловат. Начиная с 1857 года, будущий знаменитый дом Брусницына начал достраиваться и разрастаться. Руководил этим процессом  питерский архитектор Александр Андреев. Сейчас невозможно доподлинно сказать, как именно выглядело здание, перестроенное под руководством Андреева: от первоначальной перестройки ничего не сохранилось.


Читать статьи на похожие темы:


В 1882 году сыновья купца Брусницына — Николай, Александр и Георгий, будучи наследниками, приняли решение о дальнейшей перестройке и достройке здания. Перестройку поручили российскому архитектору Анатолию Ковшарову. Именно благодаря его усилиям здание приобрело свой окончательный вид, сохранившийся до настоящего времени.

А затем — грянула революция. Фабрику у братьев отобрали. Николай и Георгий отбыли за границу, а Александр остался и работал на фабрике уже не в качестве ее владельца, а главным инженером. Вскоре его арестовали, и освободили лишь в 1920 году по ходатайству рабочих фабрики.

Дом также отобрали, и разместили в нем фабричную контору. Этот момент и можно считать началом падения прекрасного дома Брусницыных, которое продолжается и по сию пору. Дом буквально растерзали, вывезли из него почти всю уникальную обстановку, многие помещения разрушили, другие — совместили, разломав стены, третьи — и вовсе заколотили досками. Можно сказать, что особняк пал жертвой истории.

Архитектурные особенности дома Брусницына

 

Здание выстроено в стиле эклектика. Эклектика — очень необычный и любопытный архитектурный стиль. В нем сочетается несколько самостоятельных архитектурных стилей, которые призваны дополнять друг друга и таким образом создавать общую гармонию.

Особенности внутреннего интерьера

Что касается особенностей внутреннего интерьера, то от них мало что осталось. Поэтому скажем лишь о той интерьерной красоте, которая, несмотря на усилия революционеров и их потомков, сохранилась до сих пор.

Хорошо сохранилась парадная мраморная лестница. Сам парадный вход давно уже заколочен, а вот лестницу пока не тронули.

Столовая

Стиль ее оформления — поздний ренессанс. Все убранство этого помещения — подлинное.

Потолок столовой отделан окрашенной лепниной. Настенные бра и бронзовая люстра — также являются подлинными.

До сих пор в столовой остался нетронутым деревянный резной буфет, являющийся истинным произведением столярного и художественного искусства.

На стенах столовой — подлинные, ручной работы, дубовые панели с уникальной резьбой.

До сих пор нетронутыми остались двери и оконные проемы.

Танцевальный зал


Танцевальный (он же Белый) зал. Стиль его оформления — эпоха Людовика XV.

До нынешних времен неплохо сохранилась подлинная лепнина, украшавшая этот зал.

Остались нетронутыми оконные рамы и толстые стекла в них, а также подоконники из мрамора.

Не тронуло время и камин, сделанный из мрамора.

Курительная комната


Из Белого зала можно попасть в курительную комнату. Она отделана в мавританском стиле. На стенах этого помещения можно прочитать надпись по-арабски «слава Аллаху». Нет, никто из Брусницыных не был мусульманином (равно как им не был и архитектор Анатолий Ковшаров). Просто — во время оформления помещения надпись бездумно скопировали с какого-то оригинала, не вникая в ее суть.

Гостиная

Стиль ее оформления — рококо. На ее стенах сохранилась великолепная лепнина в виде рамок и обрамлений, а сами стены отделаны шелком, которому больше 100 лет.

С тех же времен на потолке сохранилась прекрасная люстра.

Бильярдная

Бильярдная (она же Красный кабинет). Самого бильярдного стола, ясное дело, давным-давно нет, а вот некоторые подлинные предметы обстановки в зале все же сохранились. Например, встроенные диваны и бильярдные шкафы.

А еще — специальная люстра, которая была устроена таким образом, что ее можно было опускать над биллиардным столом или поднимать к потолку.

«Зеркало Дракулы»: месть, напоминание или портал в параллельный мир?..

Разумеется, в таком доме обязан присутствовать и мистический элемент. Он и присутствует — в виде так называемого «зеркала Дракулы».

По легенде, это зеркало истинные хозяева особняка — Брусницыны купили в начале 20 века в Италии. Якобы оно долгое время висело на стене усыпальницы знаменитого вампира и душегуба — того самого графа Дракулы. Зеркало пользовалось дурной славой, но русские купцы Брусницыны, судя по всему, были реалистами и материалистами. Но… Вначале, взглянув в зеркало, скоропостижно скончалась маленькая внучка Никиты Мокеевича Брусницына. А прочие члены семейства стали чувствовать себя скверно — как в моральном, так и в физическом смысле. Зеркало от греха сняли со стены и спрятали.

После революции зеркало прибрал к рукам один из питерских дворцов культуры. Но вскоре по решению высоких культурных инстанций зеркало было возвращено в дом Брусницыных, и повешено на стену одной из комнат, где в то время располагался кабинет директора кожевенной фабрики. А через несколько дней директор внезапно исчез, и его так и не смогли найти. Вместе с ним без вести пропал и один из рабочих, по нечаянности взглянувший в зеркало.

Почти тотчас же поползли слухи, что всему причиной — именно зеркало, которое вовсе даже и не зеркало, а нечто иное: то ли орудие мести за какие-то человеческие прегрешения, то ли напоминание о чем-то чрезвычайно важном, а то и вовсе портал в какое-то иное измерение… Как бы там ни было, помещение накрепко заколотили вместе с зеркалом, и с той поры никто в него так и не рискнул войти, чтобы увидеть в зеркале свое отражение. Хотя — в настоящее время в доме множество всяких офисов и людей, не считая экскурсантов.

А вы смогли бы войти в комнату и взглянуть в «зеркало Дракулы»?..


Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!

Поделитесь этим:
VKOdnoklassnikiFacebookTwitter

2 Комментарий

  1. Статья так себе, парадная лестница на фото не имеет отношения к особняку, вместо гостинной показан белый зал, а совдеповская люстра вдруг стала «с тех времен»

  2. Забавно, в статье танцевальный зал и гостиную автор описывает как разные помещения с разной стилистикой ,в то время как это один и тот же зал))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.