Если разобраться, то это будет очень невеселая статья. В самом деле, чему тут веселиться? Есть в Санкт-Петербурге примечательное здание — особняк Брусницыных. Между прочим, архитектурный памятник федерального значения. Да только что с того? От былого великолепия этого замечательного здания не осталось почти ничего — ни снаружи, ни внутри. Одни обшарпанные стены, заколоченные двери да еще — некая мистическая тайна…
Автор статьи: Пуговка
С чего все начиналось
А начиналось все в 1884 году, когда в Питер из Твери прибыл неграмотный, но оборотистый крестьянин Никита Мокеевич Брусницын и купил себе дом на Васильевском острове на Кожевенной линии. В Питере он решил открыть собственное дело — кожевенную мастерскую. И открыл. И преуспел, несмотря на свою безграмотность. Буквально за несколько лет небольшая мастерская превратилась в солидную фабрику по выделке кожи.
У купца Брусницына было большое семейство, поэтому купленный дом для него был маловат. Начиная с 1857 года, будущий знаменитый дом Брусницына начал достраиваться и разрастаться. Руководил этим процессом питерский архитектор Александр Андреев. Сейчас невозможно доподлинно сказать, как именно выглядело здание, перестроенное под руководством Андреева: от первоначальной перестройки ничего не сохранилось.
Читать статьи на похожие темы:
- Призрак Распутина в питерских интерьерах
- Винтажные предметы в современном интерьере
- 10 вещей, которые разрушают уют
- Немыслимый микс в особняке позапрошлого столетия
- 10 вещей, о которых стоит помнить, заказывая мебель для кухни
- Мебельные тренды 2019: что говорят дизайнеры
- 10 секретных идей для небольших комнат
В 1882 году сыновья купца Брусницына — Николай, Александр и Георгий, будучи наследниками, приняли решение о дальнейшей перестройке и достройке здания. Перестройку поручили российскому архитектору Анатолию Ковшарову. Именно благодаря его усилиям здание приобрело свой окончательный вид, сохранившийся до настоящего времени.
А затем — грянула революция. Фабрику у братьев отобрали. Николай и Георгий отбыли за границу, а Александр остался и работал на фабрике уже не в качестве ее владельца, а главным инженером. Вскоре его арестовали, и освободили лишь в 1920 году по ходатайству рабочих фабрики.
Дом также отобрали, и разместили в нем фабричную контору. Этот момент и можно считать началом падения прекрасного дома Брусницыных, которое продолжается и по сию пору. Дом буквально растерзали, вывезли из него почти всю уникальную обстановку, многие помещения разрушили, другие — совместили, разломав стены, третьи — и вовсе заколотили досками. Можно сказать, что особняк пал жертвой истории.
Архитектурные особенности дома Брусницына
Здание выстроено в стиле эклектика. Эклектика — очень необычный и любопытный архитектурный стиль. В нем сочетается несколько самостоятельных архитектурных стилей, которые призваны дополнять друг друга и таким образом создавать общую гармонию.
Особенности внутреннего интерьера
Что касается особенностей внутреннего интерьера, то от них мало что осталось. Поэтому скажем лишь о той интерьерной красоте, которая, несмотря на усилия революционеров и их потомков, сохранилась до сих пор.
Хорошо сохранилась парадная мраморная лестница. Сам парадный вход давно уже заколочен, а вот лестницу пока не тронули.
Столовая
Стиль ее оформления — поздний ренессанс. Все убранство этого помещения — подлинное.
Потолок столовой отделан окрашенной лепниной. Настенные бра и бронзовая люстра — также являются подлинными.
До сих пор в столовой остался нетронутым деревянный резной буфет, являющийся истинным произведением столярного и художественного искусства.
На стенах столовой — подлинные, ручной работы, дубовые панели с уникальной резьбой.
До сих пор нетронутыми остались двери и оконные проемы.
Танцевальный зал
Танцевальный (он же Белый) зал. Стиль его оформления — эпоха Людовика XV.
До нынешних времен неплохо сохранилась подлинная лепнина, украшавшая этот зал.
Остались нетронутыми оконные рамы и толстые стекла в них, а также подоконники из мрамора.
Не тронуло время и камин, сделанный из мрамора.
Курительная комната
Из Белого зала можно попасть в курительную комнату. Она отделана в мавританском стиле. На стенах этого помещения можно прочитать надпись по-арабски «слава Аллаху». Нет, никто из Брусницыных не был мусульманином (равно как им не был и архитектор Анатолий Ковшаров). Просто — во время оформления помещения надпись бездумно скопировали с какого-то оригинала, не вникая в ее суть.
Гостиная
Стиль ее оформления — рококо. На ее стенах сохранилась великолепная лепнина в виде рамок и обрамлений, а сами стены отделаны шелком, которому больше 100 лет.
С тех же времен на потолке сохранилась прекрасная люстра.
Бильярдная
Бильярдная (она же Красный кабинет). Самого бильярдного стола, ясное дело, давным-давно нет, а вот некоторые подлинные предметы обстановки в зале все же сохранились. Например, встроенные диваны и бильярдные шкафы.
А еще — специальная люстра, которая была устроена таким образом, что ее можно было опускать над биллиардным столом или поднимать к потолку.
«Зеркало Дракулы»: месть, напоминание или портал в параллельный мир?..
Разумеется, в таком доме обязан присутствовать и мистический элемент. Он и присутствует — в виде так называемого «зеркала Дракулы».
По легенде, это зеркало истинные хозяева особняка — Брусницыны купили в начале 20 века в Италии. Якобы оно долгое время висело на стене усыпальницы знаменитого вампира и душегуба — того самого графа Дракулы. Зеркало пользовалось дурной славой, но русские купцы Брусницыны, судя по всему, были реалистами и материалистами. Но… Вначале, взглянув в зеркало, скоропостижно скончалась маленькая внучка Никиты Мокеевича Брусницына. А прочие члены семейства стали чувствовать себя скверно — как в моральном, так и в физическом смысле. Зеркало от греха сняли со стены и спрятали.
После революции зеркало прибрал к рукам один из питерских дворцов культуры. Но вскоре по решению высоких культурных инстанций зеркало было возвращено в дом Брусницыных, и повешено на стену одной из комнат, где в то время располагался кабинет директора кожевенной фабрики. А через несколько дней директор внезапно исчез, и его так и не смогли найти. Вместе с ним без вести пропал и один из рабочих, по нечаянности взглянувший в зеркало.
Почти тотчас же поползли слухи, что всему причиной — именно зеркало, которое вовсе даже и не зеркало, а нечто иное: то ли орудие мести за какие-то человеческие прегрешения, то ли напоминание о чем-то чрезвычайно важном, а то и вовсе портал в какое-то иное измерение… Как бы там ни было, помещение накрепко заколотили вместе с зеркалом, и с той поры никто в него так и не рискнул войти, чтобы увидеть в зеркале свое отражение. Хотя — в настоящее время в доме множество всяких офисов и людей, не считая экскурсантов.
А вы смогли бы войти в комнату и взглянуть в «зеркало Дракулы»?..
Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!
Статья так себе, парадная лестница на фото не имеет отношения к особняку, вместо гостинной показан белый зал, а совдеповская люстра вдруг стала «с тех времен»
Забавно, в статье танцевальный зал и гостиную автор описывает как разные помещения с разной стилистикой ,в то время как это один и тот же зал))