Последние два десятка лет Валерия Наполеоне покровительствует талантливым художницам. «История искусства должна принадлежать всем», — утверждает она. Любой, кто сомневается в одержимости Валерии, обязан побывать в ее лондонской квартире и увидеть, как живут вместе с ней работы Гошки Макуги, Берты Фишер и Лили ван дер Штоккер. И это вовсе не застенчивые и привычные штуки, а напротив — громкие, напыщенные, выразительные и зачастую непочтительные экспонаты. Они заявляют о своем присутствии в ярких цветах, студенистых текстурах и блестящих поверхностях.
Автор статьи: Юлия Теленицкая
Валерия имеет поразительное сходство с образами Модильяни (Modigliani). Лишь только высоченная платформа отличает ее от тех утонченных женщин, которых рисовал великий Амедео Клементе.
Она выросла в маленьком городке к северу от Милана. «Мои родители одевались в гобелены и предметы искусства. Они учили меня быть любознательной и видеть красивое». Магистратура по искусству Технологического института моды в Нью-Йорке упрочила это любопытство и дала знание всего мирового искусства.
Это было в начале девяностых. В то время работы женщин-художниц нечасто встречались в экспозициях картинных галерей. «Я хотела устранить гендерный дисбаланс и собрать коллекцию исключительно женского современного искусства», — говорит Валерия.
Но Наполеоне не останавливается только на покупке очередного, по ее мнению, шедевра. Она завязывает личные отношения с подавляющим большинством художниц, чьи работы она приобретает. «Общение с художником — это смысл моей жизни», — говорит Валерия. Покупка картины — лишь начало диалога, который иногда продолжается десятилетиями.
Настало время войти в дом Валерии и увидеть все своими глазами. Вернее, только маленькую часть ее большой коллекции.
Журнальный столик из смолы Gaetano Pesce.
Столовая. На стене справа хромогенные отпечатки Шеннон Эбнер (Shannon Ebner).
А это работа Джулии Верховен (Julie Verhoeven) — модного иллюстратора, дизайнера и известного провокатора.
Смелые красные обеденные стулья соответсвуют мультяшному коллажу на стене комнаты.
Стол и стулья от Лили ван дер Штоккер. Картина на стене — американская художница Лизы Юскаваж (Lisa Yuskavage).
Примечателен факт. За последние годы ни одно из проданных на аукционах дорогих произведений искусства не принадлежало женщине. Лишь в 2014-м году работа американской художницы Джорджии О’Киффе (Georgia O’Keeffe) была продана за 44,4 млн.$. Но ее перебил Пабло Пикассо (Pablo Picasso) картиной из своей серии Les Femmes d’Alger («Женщины Алжира»), которую купили в мае 2015 года за 170 млн.$ Такая пропасть между мужским и женским искусством удручает Валерию.
Тем не менее, она стремится доказать, что в пределах туманной экосистемы мирового искусства арт-рынок — это не главное. Ее стремление поддержать женщин-художников не является бизнес-стратегией. Это огромное и даже болезненное желание не упускать из виду великий талант.