«Милый», «прелестный», «хорошенький» — всё это примерный перевод японского слова «кавайи». В более широком смысле оно описывает культуру празднования всего восхитительного и принятия вымышленных персонажей как воплощение позитива. Возникнув как японская культурная тенденция, эта концепция вскоре превратилась во всемирное явление, которым она является сегодня, распространившись на многие аспекты современной жизни, включая искусство, моду, еду и, конечно, интерьеры.
История культуры каваи
Считается, что японская культура каваи зародилась в 1970-х годах, когда у подростков появился собственный детский почерк. Маруи дзи (круглое письмо), конеко дзи (письмо котенка) и бурикко дзи (фиктивное детское письмо), стилизованные шрифты представляли собой изогнутые линии, похожие на лапшу, рядом с сердечками, звездами и мультяшными лицами. . Некоторые считают, что эта тенденция была ответом на жесткую культуру Японии после Второй мировой войны, и что этот новый милый стиль позволил молодежи того времени выразить свою индивидуальность. В то время как большинство школ запретили маруи-дзи , игровой стиль завоевал популярность среди рекламодателей в 1980-х годах и привел к изобретению одного из самых известных персонажей кавайи современности.
Знаменитые кавайные персонажи
В 1974 году японский бренд канцелярских товаров Sanrio выпустил своего культового персонажа Hello Kitty. Супермилый белый кот без рта и с розовым бантом, созданный Юко Ямагучи, впервые был напечатан на виниловом кошельке для монет. Сейчас, почти пятьдесят лет спустя Hello Kitty узнают во всем мире, ее размещают на бесчисленных продуктах и она даже имеет собственный тематический сверхскоростной пассажирский экспресс . В 2008 году Япония назвала Hello Kitty своим официальным послом туризма, пригласив остальной мир отпраздновать гордую самобытность страны в стиле каваи.
Начиная с Hello Kitty, Sanrio и многие другие производители разработали симпатичных персонажей, которые, хотя и являются вымышленными, также стали поп-иконами. Вспомните Пикачу из покемонов , афро-собаку Кена и даже эмодзи — у всех у них есть одна общая черта: миловидность!
Что делает что-то кавайным?
Есть много разных кавайных персонажей, но у всех у них есть несколько общих черт. Как правило, каваи-персонажи выполнены в очень упрощенном стиле и имеют большие головы, маленькие, компактные тела, большие глаза, крошечный нос и почти полное отсутствие выражения лица . Отсутствие эмоций на самом деле делает их такими привлекательными, поскольку позволяет зрителям проецировать себя на персонажа, будь то маленький ребенок или очаровательное животное. Кроме того, символы каваи, как правило, обведены толстой черной линией и имеют ограниченную цветовую палитру, состоящую преимущественно из пастельных оттенков.
Милое искусство
Наряду с потребительским сектором милота пришла и в мир искусства. Этот стиль даже превратился в различные жанры миловидности, такие как гуро-кавайи (гротескно-милое), эро-кавайи (эротично-милое), кимо-кавайи (жутко-милое) и бусу-каваи (безобразно-милое).
Одним из современных художников, принявших этот стиль, является Такаши Мураками , который разработал свой собственный набор милых и часто тревожных персонажей. Мураками — один из самых знаменитых художников Японии и основатель художественного движения Superflat. Superflat основан на повальном увлечении японской привлекательностью, особенно аниме и манге, и стирает грань между изобразительным искусством и коммерческой культурой. Некоторые из самых узнаваемых персонажей художника включают его улыбающиеся цветы и культового мистера Доба.
Другим художником, вдохновленным каваи, является Ёситомо Нара . Художник из Токио впервые получил признание во время японского движения поп-арт в 1990-х годах и с тех пор провел почти 40 персональных выставок по всему миру. Нара наиболее известен своими двойственными картинами детей и животных, которые кажутся одновременно невинными и зловещими.
Кавайная мода
Каваи применим не только к вымышленным персонажам, но и материализуется в реальной жизни как модная субкультура. В Японии существует несколько стилей, основанных на идее каваи. Мода в стиле «Лолита», например, черпает вдохновение в викторианском стиле и периоде рококо и состоит из тщательно продуманных нарядов с оборками, шароварами, зонтиками и бантами.
Ми-ми-мишный интерьер
Конечно, стиль каваи добрался и до обустройства домов. С первого взгляда можно подумать, что он один в один повторяет барбикор. Однако это не так.
Со стилем барби кавайный стиль роднит обильное использование розового цвета. Но если для барбикора определяющим является именно цвет, то каваи воплощается через присутствие персонажей данной стилистики.
Множество разнообразных аксессуаров – от декоративных подушек до вешалок, от светильников до ковриков, – выполненных в виде кавайных существ наполняют пространство, делая его соответствующим данному стилю.