В «Педагогической поэме» Макаренко есть эпизод, где два беспризорника, прогуливаясь вечером по улицам города, завели разговор об абажурах. Один из них (младший), с восхищением рассматривая окна, говорил о том, как красивы дома, освещенные разноцветными абажурами и как должно быть тепло и уютно жить в таких квартирах. Второй же ему резонно замечал, что все это ерунда, и что порой в квартирах с абажурами, кроме абажура, и украсть-то нечего…
Вспоминая этот эпизод, описанный в начале 20-го века, невольно улыбнешься: ведь уже тогда, в годы послереволюционной эпохи, люди ценили красоту и комфорт абажуров. Эта любовь к абажурам продолжается и по сию пору. Но чем же так ценен для людей этот, казалось бы, обычный «приглушитель света»?
Как появились абажуры
Первые абажуры, а вернее, их прародители появились на улицах Франции в конце 17 века. Так называемые публичные фонарики были призваны освещать ночные улицы Парижа (а чуть позже и Милана в Италии) и представляли собой масляную лампу с одним или несколькими фитилями. Полусферические стекла-отражатели (или металлические заслонки) вокруг фитиля служили для направления света в нужное место.
В первые десятилетия 19 века, когда в городах стали применять газовое освещение, для защиты от углекислого газа, выделяемого горелками, использовали специальные колпаки из опалового стекла или тканей. Теперь функцией таких абажуров было не направление света, а защита от него. А вернее, от вредного воздействия газа.
Первые настоящие абажуры появились с приходом электрической лампочки. Свет от электричества был настолько непривычно интенсивен, что приходилось его замаскировывать специальными колпаками — абажурами, сделанными из ткани или бумаги.
Абажуры середины 19 века — это различные ткани всяческих оттенков, украшенные бахромой, бисером, тесьмой или оборками. Но это только начало.
В последние годы (19 века) — годы расцвета модернизма — абажуры стали украшать рисунком. Растительные орнаменты и природные мотивы, узоры с бабочками, цветами и птицами стали основными в рисунке для оформления абажуров.
Благодаря Луису Комфорту Тиффани (Louis Comfort Tiffany), лампы с абажурами получили новое направление (цветное стекло) и стали невероятно популярными.
Французский дизайнер Антонин Дома (Antonin Doma) пошел еще дальше Тиффани и первым использовал для изготовления абажура хрусталь, который раньше шел только для люстр. Далее мы позволим себе опустить авторство некоторых изделий и намеренно уходим от перечисления всех брендов представленных ниже абажуров, концентрируя ваше внимание именно на материалах, из которых они изготовлены.
Материалы для современных абажуров
Если первыми (и основными) материалами для абажуров были металл, ткани и стекло, то сегодня к ним добавились еще и такие материалы как:
пластмасса…
картон…
искусственная кожа.
Ткань и бумага
Хотя самыми популярными остаются все-таки старые добрые абажуры из ткани и бумаги. Они придают современному интерьеру мягкость и теплоту.
Но так как ткань и бумага — это легковозгораемые материалы, то чаще всего их используют в паре с невоспламеняемой основой из стирола.
Металлические абажуры
Металлические абажуры — это абажуры, которые применяют в основном для минималистических интерьеров или интерьеров, использующих промышленный дизайн.
Металл тоже может предложить вам несколько вариантов цвета и текстуры. Например, перфорированное олово достаточно гибкое для того, чтобы создавать из него интересные модели, а цвет таких абажуров подходит для деревенского стиля.
Тогда как тонкая медь может стать отличным дополнением к античному стилю.
Стеклянные абажуры
Стеклянные абажуры тоже очень популярны у современных дизайнеров, ведь стекло, пожалуй, самые интересный материал для творчества.
Современное стекло предлагает широкий выбор цветов и текстур. Цветное стекло сдерживает яркий свет и добавляет тонкую атмосферу в пространство комнаты.
Каких только моделей стеклянных абажуров не увидишь сегодня!
Но не только материал современных абажуров заставляет удивляться, но и многообразие их форм. Формы и формат современных абажуров — отдельная тема нашей следующей статьи.