Новости

МХТ им. Чехова — легендарный театр

Признаюсь честно: испытываю нежные чувства по отношению МХТ им. Чехова. В этом театре играются мои самые любимые спектакли: «Идеальный муж» и «Карамазовы» Константина Богомолова с участием Игоря Миркурбанова.

Автор статьи: Ольга Храбрых


Несмотря на свою легендарную историю, МХТ им. Чехова по ценовой политике остается одним из самых доступных театров российской столицы. Итак, кому же мы обязаны его появлением? Конечно, прежде всего, драматургу Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко и актеру-любителю Константину Сергеевич Алексееву, широко известному как Станиславский.

Как Станиславский и Немирович-Данченко 18 часов заседали

22 июня 1897 года в два часа дня в ресторане «Славянский базар» была назначена встреча Станиславского и Немировича-Данченко, намеревавшихся обсудить создание нового театра. Аудиенция, в ходе которой были решены вопросы литературного вкуса, режиссуры, сценической педагогики, техники, будущего репертуара, административные и финансовые проблемы, а также составлены списки актеров нового проекта, продлилась целых 18 (!) часов. Велся даже протокол этой встречи, в котором было записано: «Литературное вето принадлежит Немировичу-Данченко, художественное — Станиславскому». А еще в протоколе два таланта записывали свои постановления, например:

«Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры» или: «Сегодня — Гамлет, завтра — статист, но и в качестве статиста он должен быть артистом». Отдельный пункт касался и соблюдения дисциплины: «Оправдание, лень, каприз, истерия, дурной характер, незнание роли, необходимость дважды повторять одно и то же — одинаково вредные для дела, должны быть искореняемы».

Им хотелось создать такой театр, «в котором найдут приют лучшие произведения А.П. Чехова, Гауптмана и других, не нашедшие  себе приюта, —   театр, в котором росла бы молодежь, который питал бы таланты, и, наконец, театр,  который шел бы по новому пути». 

И главное, чтобы театр был народным, общедоступным, слово «общедоступный» было даже введено в первоначальное название коллектива —  Художественно-общедоступный театр (до 1901 г.). «Общедоступность» нового театра предполагала в первую очередь невысокие цены на билеты. Этот принцип МХТ им. Чехова, как я уже писала, сохраняет и по сей день.

14 октября 1898 года состоялось открытие Московского Художественного театра, на сцене шла трагедия Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович», главную роль в которой играл Иван Москвин.


Читать похожие статьи:


Интерьеры МХТ

Первые четыре сезона спектакли проходили в арендованном театре «Эрмитаж» (театр Я. В. Щукина) в Каретном ряду (зал на 815 мест). И только осенью 1902 года у театра появилось собственное здание в Камергерском переулке. Помещение было реконструировано на средства мецената Саввы Морозова, который все финансовые вопросы взял на себя: по аренде, реконструкции и оборудованию нового здания.

Проект реконструкции, оформление интерьеров, освещение, орнаменты, выполнил архитектор Федор Шехтель — бесплатно. Он же стал автором идеи дизайна занавеса со знаменитой чайкой, летящей над волнами. Кстати, изначально занавес был раздвижным, а не поднимающимся.

В художественном театре было: три сцены — большая, вращающаяся, малая и совсем маленькая, вся затянутая черным бархатом, подсценические трюмы, карманы для хранения декораций. Зрительный зал был рассчитан на 1 200 мест. Подъезд здания украшал гипсовый горельеф Анны Голубкиной «Волна».

Личности основателей театра

«Театр должен быть народным», — говорил герой фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» в исполнении Евгения Евстигнеева. «Есть мнение, что народные театры вскоре вытеснят, наконец, театры профессиональные! И это правильно! Актер, не получающий зарплаты, будет играть с большим вдохновением. Ведь кроме того актер должен где-то работать… Неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре. Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала у шлифовального станка. Звание народного театра ко многому обязывает». Ну, это шутка народного режиссера Эльдара Рязанова… А какими же на самом деле были режиссеры Московского художественного театра?

Владимир Немирович-Данченко отличался умом и волей, дисциплинирующей талант. Своей творческий путь он начинал молодым журналистом, драматургом, романистом, критиком и теоретиком, но это лишь этапы его жизни. А основная творческая работа Немировича-Данченко отдана воплощению своей мечты о настоящем театре.

А Константина Станиславского, совмещающего обязанности директора, режиссера, актера и теоретика драматического искусства называли душой театра. В его книге «Работа актера над собой» описана система, которая известна всему миру как «система Станиславского» или «школа Станиславского». В частности, в ней Станиславский требует «упорно следить за тем, чтобы ученики на сцене всегда действовали подлинно, продуктивно и целесообразно и отнюдь не представлялись действующими. Все это не может дать хорошего результата и вызывает лишь желание лицедействовать, а не подлинно действовать». 

«Мы протестовали, — рассказывал Станиславский, — и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условий постановки, декораций, мы объявили войну всякой условности в театре, в чем бы она ни проявлялась: в игре, постановке, декорациях, костюмах, трактовке пьесы и прочее».

Эпоха Чехова

Но Антона Павловича Чехова открыл все-таки Немирович-Данченко, а не Станиславский. Именно Немирович-Данченко убедил Станиславского и труппу, что чеховская «Чайка» — это гордость русской драматургии, благодаря чему она была включена в репертуар театра и стала его путеводной звездой.

 

17 декабря 1898 года состоялась легендарная премьера спектакля. Пьеса в театре прошла с огромным успехом. Также все произведения Чехова — «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Три сестры», «Иванов» были поставлены в Художественном театре, а в качестве режиссера выступил Немирович-Данченко. В газете «Известия» от 26 октября 1938 г. в статье, посвященной 40-летию МХАТа, Владимир Немирович-Данченко писал: «Искусство чеховского театра воцарилось у нас настолько, что трудно было бы назвать какую-нибудь репетицию какой угодно пьесы, не только современной или классической русской, но и Шекспира или Софокла, где бы мы не использовали того творческого запаса, который накопился от работы над Чеховым».  В театре ставились также пьесы А. М. Горького («На дне», «Мещане»), А.К.Толстого («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович») и другие.

Но существует и еще одна, критическая сторона вопроса о «системе Станиславского», высказанная историком и автором книги «История русского театра» Н.Н.Евреиновым: «его система вызывает сомнение в основном своем пункте — подменить на сцене «театр» «живой, подлинной жизнью» (см. «Моя жизнь в искусстве»)». По его мнению, это сделать невозможно.

Может быть, в этом есть доля правды, ведь мы знаем много случаев, связанных с нашими гениальными артистами, которые так отдавались своему искусству, что умирали на сцене. Так, например, произошло с Андреем Мироновым, Виталием Соломиным. Александр Михайлов рассказывал, что играя роль Ивана Грозного, так входил в образ, что заболел, и отказался от этой роли, опасаясь за свое здоровье.

Эпоха двух Олегов: Ефремова и Табакова

Однако все же вернемся к истории театра. В биографии коллектива были разные этапы. Например, он успешно функционировал и в годы Великой Отечественной войны. В тот период в репертуаре появились такие произведения как «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Русские люди» К. М. Симонова, «Офицер флота» А. А. Крона. Среди спектаклей последующих лет — «Последняя жертва» Островского (1944), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1957), «Золотая карета» Л. М. Леонова (1958), «Милый лжец» Дж. Килти (1962).

Но все же самые яркие этапы в современной истории развития театра связаны с именами Олега Ефремова и Олега Табакова. Благодаря руководящей политике Ефремова в коллектив удалось привлечь таких артистов как Иннокентий Смоктуновский, Андрей Попов, Евгений Евстигнеев. В период руководства Олега Ефремова были поставлены такие спектакли как «Горе от ума», «Борис Годунов», «Три сестры», «Сирано де Бержерак», «Кабала святош», «Дядя Ваня».

Труппа под руководством Ефремова значительно разрасталась и в 80-х годах достигла почти 200 человек. Естественно, при таком раскладе работы на всех не хватало. Многие актеры сидели по два-три года без ролей, что, конечно, сказывалось на творческой форме артистов. Такое положение порождало волну недовольства, в результате чего труппа раскололась на две части. Так в России появилось сразу два театра: МХАТ им. Чехова под руководством Олега Ефремова, который ныне располагается в Камергерском переулке, и МХАТ им. Горького под началом Татьяны Дорониной, расположенный по адресу Тверская, 22.

После ухода из жизни Олега Ефремова его место занял Олег Табаков, с которым связывают расцвет МХАТа. (Кстати, в 2004 году театр вернулся к первоначальному названию — Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический). Табаков удачно комбинировал классический репертуар (спектакли Гамлет», «Вишневый сад», «Господа Головлевы», «Белая гвардия», «Король Лир», «Тартюф») и современную драматургию. К работе над постановками были приглашены талантливые режиссеры, работающие в самых разных стилях, —  Адольф Шапиро, Евгений Писарев, Юрий Бутусов, Кирилл Серебренников, Константин Богомолов и многие другие деятели искусства. При Табакове коллектив пополнился и новыми именами одаренных актеров: Авангард Леонтьев, Марина Голуб, Сергей Сосновский, Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Анатолий Белый, Игорь Миркурбанов и многие другие.

Многие из этих артистов так отдают себя сцене, что хочется им сказать: «Чуть помедленнее…»

После ухода Олега Табакова из жизни пост художественного руководителя МХТ им. Чехова занял Сергей Женовач. Хочется надеяться, что он продолжит прежние традиции, заложенные легендарным театром.


Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!

Поделитесь этим:
VKOdnoklassnikiFacebookTwitter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.