Уже почти столетие мир мебельного дизайна восхищает кресло, названное при рождении скучной аббревиатурой B3 и получившее в последствие имя Василий.
Дорога в Баухаус
Эта история начиналась в Европе на заре 20 века. В 1902 году в древнем венгерском городе Печ родился Марсель Брейер. Ему было 18 лет, когда он поступил в Венскую Академию изящных искусств. Но всего через 5 недель обучения, узнав о новой школе Баухаус в Веймаре, Германия, и он собрал чемоданы и направился на запад.
Основанная в Веймаре в 1919 году архитектором Вальтером Гропиусом, Staatliches Bauhaus была школой архитектуры и прикладного искусства, которая стремилась сочетать ремесло и технику в создании простых и функциональных предметов, которые можно было производить серийно. Брейер стал протеже Гропиуса и настолько преуспел в учебе, что его пригласили в Баухаус в качестве преподавателя. В 1924 году он стал начальником столярно-мебельного цеха. В то время он интересовался разработкой дизайна модульной мебели.
Вдохновленный велосипедом
«Я подружился с молодым архитектором и купил свой первый велосипед», -рассказывал Брейер. — Я научился ездить на велосипеде, поговорил с этим молодым человеком и сказал ему, что велосипед кажется идеальным продуктом, потому что он не изменился за последние 20-30 лет. Это все еще оригинальная форма велосипеда. Тот ответил мне: ты когда-нибудь видел, как они делают эти детали? Как они гнут руль? Тебе это будет интересно, потому что они сгибают эти стальные трубки, как макароны».
Гнутые стальные трубы, по мнению Брейера, могли бы составить основу того, что он назвал «эластичным и прозрачным стулом». Стул, состоящий из ряда изогнутых пересечений, а не сваренных вместе частей, был бы гибким, мог бы быть хромированным и был бы самой простотой «Легкая ажурная работа, другими словами, нарисованная в пространстве» — так описывал это автор.
Брейер написал в компанию Adler, которая произвела его велосипед, запросил у них стальные трубы … и не получил ответа. Ему больше повезло с компанией Mannesmann, известным производителем, которая предоставила ему холоднотянутые стальные трубы. Затем он работал с мастером на авиационном заводе Junckers в Дессау, чтобы создать свое первое трубчатое кресло, которое также оказалось его первой стальной моделью, поскольку отдел, который он возглавлял в Баухаусе, работал с деревом, а не с металлом.
Тканевые ремни, которые стягивались пружинами на спинке стула, были изготовлены из ткани, сотканной из Айзенгарна, что переводится как «железная пряжа», прочной, вощеной, светоотражающей нити, изобретенной в Германии в XIX веке. Члены ткацкой мастерской Баухауса часто использовали эту нить в своих тканях. Студентке школы Баухаус Маргарете Райхард, которая разработала Брейера свою версию ткани из этих нитей, было всего 18 лет.
Брейер назвал свое творение B3 в соответствии с довольно прозаической системой нумерации, которую он использовал в предыдущих проектах и продолжал использовать это название в течение следующих нескольких лет.
Встреча с великим
Звездную судьбу кресла B3 предопределил друг и влиятельный коллега Брейера по Баухаусу — Василий Кандинский, знаменитый русский художник-абстракционист. «Я сам несколько боялся критики, — вспоминал позже Брейер. — На самом деле я никому не говорил, что проводил эти эксперименты [с прототипом стула]. Кандинский, случайно зашедший в мою студию, когда принесли первый стул, спросил: «Что это?» Он был очень заинтересован, а потом этим очень заинтересовался и Баухаус. Год спустя я обставил этой мебелью весь Баухаус ». Именно благодаря Кандинскому кресло не только прославилось, но и получило свое второе имя – Василий.
По всему миру
Хотя Брейер в конечном итоге назвал B3 своей «самой экстремальной работой… наименее артистичной, наиболее логичной, наименее« уютной »и наиболее механической», многие считают, что это его самый успешный дизайн. Thonet , немецко-австрийский производитель мебели, который ранее был известен своей мебелью из гнутой фанеры, с 1929 года до Второй мировой войны производил как складные, так и статические версии B3. Кресла «Василий», изготовленные Thonet, сейчас чрезвычайно редки и ценны. Одно было продано на аукционе в 1992 году за более чем 30 000 долларов.
После войны итальянский производитель мебели Gavina приобрел лицензионные права на кресло и начал производить как тканевые, так и кожаные версии. Потом в 1968 году компания Knoll приобрела портфолио Gavina и с тех пор производит стул под названием Wassily в нескольких вариантах дизайна. Цена на кресло начинается от 2558 долларов.
Кресла Wassily теперь доступны от производителей в Австралии, где оригинальные авторские права Брейера уже истекли. Они являются законными репродукциями и помечены как «реплика». Хотя качество и долговечность этих копий могут быть иные, цена на них составляет от 1000 долларов и выше.
Но это достойные инвестиции! Спустя почти 100 лет после того, как молодой преподаватель создал прототип кресла в Германии, Wassily остается революционным, как никогда.