Сейчас слово «китайское» часто ассоциируется с чем-то некачественным, но есть несколько вещей, качеству которых весь мир обязан именно Китаю. Если бы не эта страна и ее мастера, неизвестно, могли ли наши дома наслаждаться красотой и безупречностью фарфоровой посуды.
Автор статьи: Наталья Кочеганов
От династии к династии
Когда именно в Китае научились производить фарфор, исследователи спорят до сих пор. Некоторые предполагают, что еще до нашей эры. Однако по подтвержденным данным первый, так называемый прото-фарфор, по мнению ученых появился в Китае во времена династии Хань (Han). Сохранившиеся с тех времен изделия уже обладают чрезвычайной прочностью и твердостью, а это значит, что уже тогда китайцы использовали высокотемпературный обжиг. Но настоящий выскокачественый фарфор, которым позже будет восхищаться весь мир, начал производится при правлении династии Тан, 7-8 век.
Во времена династии Сун (Song), 10-13 век, производство фарфора приняло массовый характер, технологии совершенствовались, появились изделия с росписью.
Династия Мин (Ming), 14-17 век, известна тем, что в это время для декора фарфора стал применяться кобальт, появились изделия с синей росписью. А еще именно в это время китайский фарфор добрался до Европы и заставил мучиться специалистов из разных стран, в том числе и из России, над загадкой этих поразительно красивых изделий.
Династию Цин (Qing) весь мир должен благодарить за наконец открывшуюся тайну. Сам император Цяньлун в 1743 году в своих воспоминаниях подробно описал, как производится фарфор.
Современный фарфоровый Цзиндэчжэнь
Город Цзиндэчжэнь считается столицей фарфора со времен династии Сун. В 40 километрах от города находится легендарное месторождение Гаолин.
Здесь впервые был найден каолин — глина белого цвета, из которой собственно теперь уже во многих странах мира изготавливается фарфор. Сейчас шахты тех времен уже не работают, но существует экскурсионная тропа и небольшая мастерская, где воссоздано производство по старинной технологии.
В самом же Цзиндэчжэне работает множество небольших мастерских — как широкого профиля, так и специализирующихся на каких-то отдельных направлениях.
Секретные технологии
Когда-то для производства фарфора использовалась очень трудоемкая технология. Существует легенда, согласно которой каждая чашка, прежде чем стать готовым изделием, должна пройти через 72 руки. Сейчас, конечно, все происходит гораздо проще и быстрее. Но главная особенность технологии по-прежнему соблюдается — это высокотемпературный обжиг при температуре не менее 1300 градусов.
Так как в Цзиндэчжэне большинство мастерских небольшие, не каждая может себе позволить иметь собственную печь. Поэтому обжиг — это отдельный вид бизнеса, и работают в нем уникальные специалисты, которые тщательно рассчитывают температуру и время обжига в зависимости от размера изделий и даже от температуры и влажности наружного воздуха.
Отдельная история — это роспись. Сначала изделие разогревают до 200 градусов, наносят эмаль, дают просохнуть, а затем иголкой наносят рисунок. Дают заготовке слегка подсохнуть, прежде чем она попадет в руки юных мастериц. Те, в свою очередь, деликатно и точно тонкой иголочкой наносят рисунок, после чего еще раз обжигают.
Один из фирменных приемов, используемый при производстве китайского фарфора, так называемые «рисовые зерна» — это отверстия в изделии, которые потом заливаются глазурью. При попадании на них света они начинают светиться. Это очень деликатная работа. Как и сам китайский фарфор.
Белоснежный, тонкий, звенящий, он по-прежнему поражает своей красотой.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!