Кажется, что пышные наряды этих очаровательных куколок сшиты из ткани. Но нет! Это фарфор!
Фарфоровый бум
В 18 веке Европу охватил настоящий фарфоровый ажиотаж. А все дело в том, что тайна его получения, доступная ранее только китайским мастерам, была открыта. Причем несколькими людьми, независимо друг от друга. Одним из таких людей был Георг Генрих Махелейдт. Экспериментируя, он самостоятельно добился получения различных образцов керамики и обратился к правящему принцу германского государства Шварцбург-Рудольштадта с просьбой об открытии фарфоровой фабрики. В 1760 году такое разрешение было получено, и основана мануфактура Sitzendorfer Porzellanmanufaktur. Именно здесь, уже при новом владельце, Альфреде Войте, в 1848 году началось производство кружевного фарфора.
Кружевное искусство
Технология производства кружевного фарфора основана на использовании настоящей ткани. На тюль или кружево наносится фарфоровая масса, а статуэтки одевают в пропитанную материю, формируя сборки и фалды. А затем фигурки обжигаются при температуре свыше 1300 градусов. Во время обжига ткань полностью выжигается и на куколке остается только фарфоровое одеяние.
При кажущейся простоте, создание таких нарядов — очень филигранное мастерство. Ведь чтобы сохранить сетчатую структуру ткани необходимо нанести фарфоровой массы не больше, и не меньше необходимого. И, конечно, это возможно только в ручном режиме.
Современные последователи
Увы, фабрика, положившая начало созданию такого невероятного искусства, не дожила до наших дней. Не смотря на проведенную в 1986 году реконструкцию, в 2013 году она была признана банкротом и закрылась. Теперь «кружевниц» Зитцендорфа можно приобрести только на антикварных аукционах.
Однако, к счастью, искусство создания кружевного фарфора освоено и на других предприятиях. Три из них продолжают выпуск изящных барышень в одеждах их фарфорового кружева до сих пор – это Мейсен, Фолькштедт и Унтервейсбах. Продукцию всех этих германских фабрик условно объединяют под названием «Дрезденский фарфор».
Нужно сказать, что мастерство создания кружевных фарфоровых одежд распространилось и за пределы Германии. Работавший в конце 19 века на фабрике Фолькштедт художник Анри Мюллер основал свою фабрику в 1907 году, которая, увы, не пережила войну. Но внучка художника, Сабина, обосновавшись в ирландском городке Дромколлихер, продолжает дело деда.
Ее фабрика под названием «Ирландский Дрезден» в отличие от немецких прародителей выпускает очень разнообразную продукцию с использованием фарфорового кружева: помимо традиционных фигурок в стиле рококо, это и животные, и посуда, и подарочные наборы.
Что особенно приятно, в ассортименте фабрики «Ирландский Дрезден» можно найти изделия в разной ценовой категории, в том числе и доступные для широкого круга потребителей.