В архитектурных кругах югендстилем принято называть направление, сформировавшееся как разновидность ар-нуво в Германии и Прибалтике.
Автор статьи: Анна Бабина
В Австрии для него существует термин. Возникнув в конце XIX века, этот стиль вобрал в себя все лучшие черты архитектурного наследия прошлого и инженерные достижения века прогресса. Плавные линии, растительные мотивы, легкость и романтизм югендстиля вдохновляют архитекторов всего мира по сей день.
Вечно молодой
Слово «югенд» (jugend) в немецком языке означает «молодой». С конца XIX века в Германии издавался одноименный журнал, имевший большую популярность в богемных кругах, который немало внимания уделял популярному стилю ар-нуво в разных областях искусства.
Отвергнув строгость готики и нарочитую пышность барокко, югендстиль обратился к свободе творческой мысли. На фасадах домов появились причудливые растения, сказочные животные и красавицы-маскароны — маски в виде женских головок. С приходом югендстиля острые углы и прямые линии сменились плавными, а насыщенные цвета — пастельными. На первое место вышли такие материалы как бетон, стекло, керамика, майолика, латунь и бронза.
Ар-нуво по-немецки
И все же нельзя согласиться с мнением, что югендстиль и ар-нуво — это одно и то же. Семена европейского ар-нуво, упав в благодатную немецкую почву, переродились в абсолютно новый, самобытный стиль, в котором легко читаются исконно немецкие черты: масштабность, четкость, скрупулезность подхода, утилитарность в положительном смысле слова. В традициях ар-нуво экстерьер здания соответствует его назначению и внутреннему наполнению. Германия достигла в этом небывалых высот: дома в югендстиле при внешней красоте и изяществе поразительно функциональны.
Мюнхенский югендстиль
Разрозненность германских земель, долгие годы существовавших в виде отдельных королевств и герцогств, не могла не отразиться на архитектуре. Несмотря на то, что югендстиль является течением внутри стиля ар-нуво, сам он тоже неоднороден.
Центром югендстиля в Германии стал Мюнхен — столица богатейшего и влиятельного Баварского королевства. Правители Баварии, начиная с Людвига II, уделяли развитию искусства много внимания и средств, и Мюнхен всегда был средоточием достижений немецкой культуры. Мюнхенский югендстиль, взяв за основу имперскую пышность и элементы неоромантизма, подчеркивает аристократизм и достаток жителей баварской столицы.
Дармштадтский городок художников
Дармштадтский Городок художников, основанный герцогом Гессенским Эрнстом Людвигом, тоже относится к югендстилю, но в его ярких мозаиках и майолике, в золоте и лазури видны совсем другие тенденции.
Как и любое направление ар-нуво, югендстиль вдохновляется переосмыслением мотивов архитектурных стилей прошлого.
В Дармштадте можно увидеть черты средневековой архитектуры и Ренессанса, золотые купола русских храмов и фигурные фронтоны итальянских палаццо.
Югендстиль в Берлине
В Берлине югендстиль не получил широкого распространения, столкнувшись с косностью местных властей, считавших его слишком легковесным и экстравагантным для Империи. Но нельзя сопротивляться естественному ходу вещей, и югендстиль проник даже в святая святых германского империализма — здание Земельного суда.
Дома, выстроенные в берлинском югендстиле, легко отличить от других: декор фасадов для ар-нуво более чем скромен, вместо изящества и легкости — основательность и функциональность. Несмотря на плавность линий и крупные окна, здания все равно выглядят «тяжелыми» и строгими. Даже маскароны смотрятся суровее, чем в других городах.
Вместе с немецкой культурой югендстиль получил широкое распространение в Европе. Дома в этом стиле есть и в Прибалтике.