Безворсовые ковры с удивительным рисунками, хранящиеся почти во всех художественных музеях мира, обычно привлекают куда меньше внимания, чем живописные полотна. Здесь сказывается и общее несколько пренебрежительное отношение к предметам прикладного искусства, и небольшая известность шпалер у широкого зрителя. Между тем, многие декоративные ковры заслуживают куда более внимательного отношения к себе.
Из истории шпалер
Термины «гобелен» и «шпалера» чаще всего считают синонимами, но это не совсем верно. Два этих понятия соотносятся примерно так, как понятия «ксерокс» и «копировальный аппарат», то есть наименование французской мануфактуры Гобеленов было ошибочно распространено на все без исключения безворсовые ковры.
Ковры времен расцвета шпалерного искусства представляют собой настоящие шедевры: это были картины, выполненные непростым способом — переплетением разноцветных нитей, изготовление которых могло занять не один год.
Безворсовые ковры были известны еще в античные времена, но настоящую популярность приобрели в средневековье, когда помимо декоративной функции несли еще и утилитарную — сохраняли тепло и скрывали трещины и плесень на стенах в холодных замковых залах. Безворсовые ковры Средневековья были относительно примитивными, с гротескными, а порой откровенно смешными рисунками. Но, зная, какой труд затрачивался на плетение одного ковра, невозможно не обратить на них пристальное внимание.
Расцвет шпалерного искусства
Первыми мастерами шпалерного искусства справедливо признавались жители современной Бельгии. Именно там появились «вердюры» — безворсовые ковры с изображением животных и растений. Со временем рисунки на шпалерах стали только усложняться.
Именитый мастер-живописец рисовал так называемый «картон» — картину в натуральную величину, которая помещалась за спиной ткачей. На станке у каждого ткача находилось зеркальце, развернутое таким образом, чтобы он видел в нем только свой маленький кусочек «картона» в виде цветового пятна, который он и воспроизводил путем переплетения нитей основы и утка.
За год мастер мог выполнить не более 1 квадратного метра полотна, поэтому приобрести гобелен могли исключительно состоятельные заказчики.
Первопроходцем французских шпалер стала королевская мануфактура Гобеленов, поэтому это слово прочно вошло в европейский обиход. Мануфактура Гобеленов поставила производство безворсовых ковров на поток, разнообразив сюжеты и цветовую гамму.
Существовало целое направление гобеленового искусства, которое имело целью обмануть зрителя, выдав гобелен за живописное полотно. Для этого по краям ковра имитировалась объемная богато украшенная рама, а на полотне выполнялись «мазки кистью».
Использование гобелена в интерьере
В Средние века шпалеры были универсальным предметом. Шпалерные занавеси разгораживали помещения, закрывали стены, служили балдахинами и пологами, даже путешествовали вместе с хозяевами, становясь материалом для шатров.
В нынешнем интерьере так называемым гобеленовым тканям тоже найдется место. Разумеется, заказывать гобелен ручной работы для использования в утилитарных целях дорого и не вполне разумно, но выполненные из гобеленовой ткани покрывала, чехлы для подушек, обивка и чехлы для мебели смотрятся очень выигрышно, придавая помещению элегантный и уютный вид.