История любви русского дворянина, богатого помещика Александра Васильевича Сухово-Кобылина и молодой француженки Луизы Симон-Деманш начиналось очень романтично…
Портрет Александра Сухово-Кобылина кисти Тропинина
Любовь с французским шармом
Первый раз Александр Сухово-Кобылин посетил Париж в 24 года. В одном из парижских кафе он познакомился с очаровательной блондинкой, по юности лет и легкомыслию он сразу пригласил ее к себе в Москву, обещая поддержку. Луиза, будучи наивной, с первого взгляда влюбилась в русского дворянина. Брюнет, с вьющимися волосами, великолепно сложенный, одетый по последней моде, прекрасно образованный, свободно изъясняющийся по-французски и немецки — он не мог ни вскружить голову простой девушке, у которой только и было, что ее молодость и огромные голубые глаза. Луиза последовала за ним…
Картина художника Э.Мане «Бар в Фоли-Бержер»
Она прибыла в Москву в 1841 году: сначала добралась до Гамбурга, затем на пароходе до Санкт-Петербурга и на почтовых лошадях до Москвы. Но молодой помещик уже давно забыл о своем приключении, тем более, что девушка была не его круга — жениться на ней он не мог. Луизы осталась без любви, денег, родины и работы…
Через какое-то время ей удалось устроилась модисткой в модный салон на Кузнецком мосту — в то время в моде было все французское.
Также в российском обществе царила мода на французские интерьеры. В начале 19 века получило развитие архитектурное и интерьерное направление ампир. Оно было идейно связано с именем императора Наполеона Бонапарта. Целью нового стиля было, словно, подчеркнуть величие правителя, амбициозность его замыслов, «триумфальность» всего его облика.
За основу стиля брались традиции римской античности с ее вниманием к симметрии, монументальности, величественности. И конечно, в отделке дома дизайнеры использовали материалы, способные подчеркнуть торжественность этого стиля: мрамор, бронзу, красное дерево, позолоту. Потолок, который обычно бывал высоким, декорировался, как правило, гипсовой лепниной, росписью или гризайлем. Стены украшались картинами с античными сюжетами или необычными пейзажами.
В ампире часто преобладали колонны, символизирующие величественность стиля, они создавались из мрамора, малахита и других материалов. Пафосный ампир, конечно, не обходился без больших зеркал, которые украшались позолоченными рамами. Основными цветами стиля являлись белый, золотой, бирюзовый, красный. Нередко в интерьерах использовались звериные мотивы: изображались львы, волки, змеи, нередко и мифологические существа, например, сфинкс и грифон.
Роковая встреча
Как-то в тот самый салон, где работала девушка, зашел Александр и, увидел знакомую блондинку. Его чувства возобновились, и их роман продлился 9 лет.
Луиза Симон-Деманш
Александр Васильевич представил Луизу своим родственникам, она им понравилась, но о женитьбе он не заговаривал. Он снял ей квартиру — сначала на Тверской, затем в Брюсовом переулке. Cухово-Кобылин помог ей завести свое дело — была открыта винная лавка, в которой Луизе помогали четверо крепостных слуг Сухово-Кобылина. Луиза быстро стала чувствовать себя настоящей купчихой, и вела себя соответственно — с крепостными обращалась строго, как научил ее Александр. Слуги ее невзлюбили, назревал конфликт.
Прошло девять лет, Александр Васильевич собрался жениться на Луизе, но родственники были против. И, чтобы отвлечь от нее Александра, познакомили его с Надеждой Нарышкиной, княгиней, «зеленоглазой сиреной», ради него готовой бросить своего старого мужа, с которым она вскоре развилась.
Надежда Нарышкина
Начались приготовления к свадьбе. Бедная Луиза собралась возвращаться на родину. Но не успела…. Осенью 7 ноября она вышла на улицу и не вернулась. Ее нашли на следующий день с перерезанным горлом.
Кадр из фильма «Свадьба Кречинского»
Началось уголовное дело, которое длилось 7 лет, об этом говорила вся Москва, дошло даже до Николая I. Подозреваемым, в первую очередь оказался Александр Васильевич и его крепостные. И уже по закрытии дела Сухово-Кобылин говорил: «Не будь у меня связей да денег, давно бы я гнил где-нибудь в Сибири». Но 7 лет в тюрьме он все же провел, которые. как ни странно, стали самыми плодотворными в его творчестве: пьеса «Свадьба Кречинского» (1850 – 1854), затем драма «Дело» и комедия «Смерть Тарелкина». Он становился самым известным в России драматургом. В 1856 году пьеса «Свадьба Кречинского» была поставлена на сцене Малого театра и стала одной из самых репертуарных пьес русского театра. А вопрос о причастности Сухово-Кобылина к преступлению так и остался предметом споров.
Дом Александра Сухово-Кобылина
В 1871 году Сухово-Кобылин в своём имении Новом Мологского уезда Ярославской губернии, основал учительскую семинарию, позднее семинария была переведена в Углич, ныне это Угличский педагогический колледж. В Новом сохранились дом и парк усадьбы Сухово-Кобылина.
Александр Васильевич не захотел оставаться в России, и в 1900 году уехал во Францию вместе с дочерью от Надежды Нарышкиной — Луизой. Они поселились в Болье-сюр-Мер, недалеко от Ниццы. Нарышкина также переехала во Францию, там она вышла замуж за Александра Дюма — младшего. А Сухово-Кобылин занимался переводами и до конца своих дней вспоминал свою возлюбленную француженку Луизу, любовь и преданность, которой он не смог оценить в свое время.
Выставка к 200-летию Сухово-Кобылина