Ранимая детская психика часто подвергается стрессам, результатом чего могут стать не только психологические проблемы, но и общее медленное развитие. К сожалению, в последнее время увеличилось число детей с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания и нарушениями в эмоционально-волевой сфере.
Ребенок может легко испугаться, обидеться, разозлиться, подвергнуться несправедливому отношению. Все это оставляет негативные следы в подсознании. Чтобы уберечь детей от таких проблем и их последствий существуют методики позитивного влияния на детскую психику. Одним из них является арт-терапия. Это метод развития, лечения, профилактики и коррекции психики посредством использования художественного творчества и различных видов искусства. Он способствует умственному и творческому развитию.
Как это работает?
Психологи знают, что в работе с детьми нужен особый подход. Формы и методы работы должны быть эффективными и гибкими. Методики современной детской арт-терапии помогают ребенку осознать имеющуюся проблему или конфликт. Ине ощущая дискомфорта изменить своё отношение к проблемной ситуации.
Вовлекаясь в творческий процесс, ребёнок незаметно для себя выплёскивает наружу свои чувства и желания. Хорошо, когда в это время он находится под наблюдением педагога-психолога. Специалист может скорректировать и направить в нужное русло эмоции и мотивацию малыша. Объяснить ему непонятные вещи и поддержать в случае разочарования. Родители также могут заниматься со своими детьми арт-терапией в домашних условиях. Это создаст для них более доверительную атмосферу, партнерские, дружеские отношения между родителями и детьми.
Помогает ли это?
Рисование является одним из основных методов арт-терапии. Оно помогает детям не только изучать свои возможности, но и окружающий мир. Часто используется, когда нужно снять напряжение и стресс, преодолеть страхи и корректировать неврозы. Творческие занятия рисованием способствуют моделированию взаимоотношений и выражению не только положительных, но и отрицательных эмоций. Рисование помогает ребенку открыть в себе Внутреннего Созидателя. Направить свою агрессивность и негатив на лист бумаги, тем самым снимая напряжение без вреда для окружающих. Занятие всегда завершается созданием готовой работы, от которой ребёнок получает большое удовлетворение, повышая собственную самооценку.
Игры с водой очень нравятся детям и полезны для любого возраста. Особенно дошколята любят упражнения с водой. Аква-терапия успокаивает, расслабляет, снимает зажимы. В домашних условиях игры с водой не доставят много хлопот. Непромокаемые игрушки и сувениры с моря (ракушки, красивые камешки) могут стать героями водной истории, которую будет придумывать сам ребенок, барахтаясь в тазике с водой.
Кроме различных видов изо-терапии (рисования не только на бумаге, а также, например, на стекле, мятой бумагой, ладошкой, манкой, мыльными пузырями), в современной арт-терапии присутствует большое количество видов методик:
- цвето-терапия;
- музыко-терапия;
- танцевально-двигательная терапия;
- сказко-терапия.
Пескотерапия (sand-play) — инновационный педагогический метод для развития ребенка
Всем детям нравятся игры с песком, а наблюдения за ними могут дать специалисту анализ психологического состояния малышей. Также это помогает лечить многие заболевания. Даже такие как легкие формы аутизма и задержка психического развития. Метод песочной терапии помогает малышам избавится от стрессов, которые часто встречаются в детской жизни: болезнь, адаптация в новом детском садике или во дворе, если переехали на новое место жительства, присутствие при ссоре родителей и так далее.
Специалисты считают, что работа с песком помогает ребенку раскрыть свою индивидуальность, проявить внутренний мир, развить способность осознавать свои ощущения и желания, слышать свое внутреннее «Я». Кроме того, такое занятие содействует развитию навыков самоконтроля и коммуникации со сверстниками и с внешним миром, помогает детям учиться выражать свои чувства и эмоции вербальными и невербальными способами. Детская песочная терапия развивает мелкую моторику, успокаивает, учит малыша усидчивости и концентрации внимания.