Пандемия остро высветила, насколько важно для нас, людей, живое общение! Но гораздо раньше ученые пришли к выводу, что тактильные контакты и возможность пообщаться важны не менее, чем пища.
Проверено на макаках
Мир давно уже идет по пути перехода от реального взаимодействия к виртуальному. И мало кто задумывается, чего мы себя лишаем, отказываясь от тактильных контактов. А ведь еще в 1950-х годах психолог Гарри Харлоу в своих опытах с макаками практически случайно обнаружил очень важную вещь.
Его подопытные – детеныши обезьян – вскармливались искусственным путем. Они наедались и спокойно отворачивались от соски, в то время как при замене тканевый подстилок, они сопротивлялись не желая их отдавать. У исследователя возникла идея – он соорудил двух искусственных «матерей». Одна – кормящая, представляла собой цилиндр из проволоки. А вторая была покрыта мягкой тканью, но молока не давала. Так вот, быстро насытившись, детеныши все остальное время проводили с мягкой «матерью». Более того, в стрессовых ситуациях, например, при переезде в другую клетку, они совершенно спокойно изучали новую обстановку, если рядом находилась матерчатая «мама». А без нее, в присутствии только проволочной, демонстрировали испуг и волнение.
Вот так оценил важность тактильного контакта Харлоу в своем докладе, который он назвал «Природа любви». «Мы не удивились, когда обнаружили, что комфорт, который приносит контакт, является базисом таких переменных, как привязанность и любовь, но мы не ожидали, что он полностью заслонит такой фактор, как питание; действительно, различие оказалось настолько большим, что заставило предположить: главная функция кормления — обеспечение частого и тесного телесного контакта детеныша с матерью».
Мыши подтверждают
Нейробиолог Ричард Смейн из Университета Томаса Джефферсона в 2018 годы представил результаты своего сенсационного исследования, проведенного на мышах, которые показали, что одиночество патологически воздействует на нервную систему животных. Первые 3 месяца жизни мышки жили в общем вольере и свободно контактировали друг с другом. А потом их рассаживали по одиночным клеткам. Изоляция была не полной — мыши могли видеть и слышать друг друга, но физических контактов они лишились. Уже через месяц такой жизни нервные клетки животных в некоторых зонах заметно уменьшились в объеме, в моторной области —на 20%. А через 3 месяца произошли и вовсе радикальные изменения. Организм грызунов стал синтезировать меньше белка, стимулирующего рост нервов; поднялся уровень кортизола, который называют гормоном стресса, в нейронах было обнаружено гораздо больше повреждений ДНК, чем у мышей, которые жили группой. Все это произошло в условиях абсолютно комфортной жизни, при полноценном питании и отсутствии каких-либо угроз. Единственное, чего были лишены грызуны, так это тактильных контактов друг с другом.
Испытания на людях
Проверить, как ведет себя человеческий организм в условиях полной изоляции гораздо сложнее. Тем не менее, на такой опыт решились ученые из Массачусетского технологического института. Они предложили участникам побывать в двух ситуациях: воздержаться от приема пищи в течение 10 часов и пробыть 10 часов с набитым едой холодильником, но в полной изоляции без доступа к телефону и телевизору. После «голодовки» испытуемым показывали картинки с едой и нейтральные картинки с цветами и замеряли активность нейронов в называемой системе вознаграждения мозга, которая вбрасывает дофамин, даря человеку чувство удовлетворения. Точно также после социальной голодания участникам эксперимента показывали картинки с людьми и нейтральные изображения. Оказалось, что реакция голодающих на вид еды и реакция изолированных на изображения людей была одинаковой силы, гораздо выше, чем реакция на нейтральные картинки. Ученые пришли к выводу, что голод общения человеку переносить как минимум также сложно, как и отсутствие пищи.
Не случайно проблема одиночества становится вопросом, о котором задумываются на государственном уровне. Есть исследования, говорящие о том, что одинокие люди переживают стрессовые ситуации гораздо более сильно, чем люди, живущие в семьях. И хотя пока на медицинском уровне эта проблема еще мало изучена, есть все предпосылки предполагать, что одиночество вредно для здоровья. Не случайно сначала в Великобритании, а потом и в Японии – странах, где особенно много одиноких людей – уже появилась должность министра одиночества.