Восток, как известно, дело тонкое, и всегда манил своей изысканной красотой падких на экзотику европейцев. В XVIII веке в Европе, пресытившейся традиционным барокко, распространилась мода на «китайщину» — мотивы средневекового китайского искусства в интерьере.
От фарфоровой чашки до миниатюры в стиле шинуазри
Говорят, что все началась с моды на китайский фарфор. Легкие, изящные, как яичная скорлупа, фарфоровые чашечки с равным успехом покоряли сердца юных девушек и джентльменов преклонного возраста. В то же время появилась традиция чаепития. Британцы едва не подорвали собственную экономику, оплачивая серебром недешевый китайский чай.
И вот на фоне охватившей Европу китайской лихорадки художники, декораторы и мастера прикладного искусства задумались о внесении китайских мотивов в свое творчество. Искусство в стиле шинуазри часто было достаточно примитивным, заточенным под массового потребителя: мастера не изучали историю и философию, а лишь стремились стилизовать свои поделки «под Китай».
Самые известные объекты в стиле шинуазри
Пресытившись «китаеподобной» безвкусицей, европейские аристократы решились на более масштабные эксперименты. Один за другим в европейских столицах появлялись прекрасные образцы архитектуры и садово-паркового искусства: Китайская деревня в Швеции, чайный домик в Сан-Суси и Китайский дворец в Ораниенбауме. Это были смелые эксперименты, выполненные с поистине императорским размахом.
Аристократы, которые не могли построить себе дворцы и павильоны в стиле шинуазри, вносили китайский стиль в свою жизнь другими способами: приобретали веера, зонтики и табакерки, украшали гостиные шелками и шпалерами, ширмами и стеклярусом. Со временем пошловатая нарочитость шинуазри исчезла; сформировавшись, стиль сделался гармоничным и утонченным.
Китайский дворец в пригороде Санкт-Петербурга Ораниенбауме знаменит подлинными интерьерами, среди которых знаменитый Стеклярусный кабинет — комната, стены которой украшены вышитыми стеклярусом панно в китайском стиле.
Наследство шинуазри
В современном обществе слово «китайский» в отношении вещи часто носит негативную окраску, подразумевая низкое качество и растиражированность. Давайте ненадолго забудем о дешевом пластике и синтетических тканях, которые предлагаются за бесценок в знаменитых интернет-магазинах, и отдадим должное прекрасному средневековому Китаю, стране высокого искусства и философии.
Шинуазри — это не только обои «под шелк» и «фамильные» ширмы из советского прошлого, это изысканная мебель необычных форм, обтянутая тканью с цветочным рисунком, фарфоровая посуда и статуэтки, крупные вазы и панно, золото и драконы. Однако в современном доме «чистый» шинуазри будет выглядеть нелепо и пародийно. Лучше всего последовать примеру эпохи ар-деко и создать интерьер с китайскими акцентами, обратившись к традиционным узорам, материалам и арт-объектам.