Появившееся в мире моды течение, которое называют dopamine dressing, перекочевало в интерьеры. Весь его смысл можно уложить в два слова – приносить радость!
Дофаминовая мода
В 2021 году мир моды взорвался всеми цветами радуги! Ничего удивительного. После заточений 2020-го пандемийного года в воздухе появилось чувство надежды и желание вновь обрести радость жизни. Это настроение, безусловно, отразилось на дизайнерских коллекциях, которые сделали ставку на яркие цвета и радостную одежду в качестве ключевых тенденций. Связь между ярко окрашенной одеждой и счастьем не нова; на самом деле, идея привносить в жизнь радость через то, что мы носим, уже давно является предметом психологических исследований. В последние время термин «дофаминовая одежда» стал настоящим мейнстримом. Но могут ли цвета, которые мы носим, на самом деле влиять на наше настроение?
Чтобы разобраться в этой концепции, сначала важно понять роль дофамина, который является разновидностью нейротрансмиттера. «Наши тела вырабатывают дофамин, и наша нервная система использует его для отправки сообщений между нервными клетками, — объясняет Мария Костантино, преподаватель культурных и исторических исследований в Лондонском колледже моды. — У него много функций: он участвует в вознаграждении, мотивации, памяти и внимании. Когда дофамин высвобождается в больших количествах, он создает чувство удовольствия и вознаграждения, которое мотивирует нас повторять определенное поведение».
«Люди рассматривают моду как способ найти радость», — объяснила директор по моде Elle Вероник Хайленд в своем выступлении в Колледже искусств и дизайна Саванны, комментируя популярность дофаминового тренда в моде.
Радостный интерьер
Не удивительно, что желание носить яркую одежду, создавая себе радость, шагнуло дальше. Ведь дофаминовыми могут быть не только наряды и интерьеры. А возможно, как раз с создания яркой окружающей среды и начиналась эта тенденция много веков назад. «Цветотерапия и хромотерапия уже давно представляют интерес для культур, восходящих к Древнему Египту, и были интегрированы в дизайн интерьера и окружающей среды, — говорит Костантино. — Например, холодные оттенки используются для повышения концентрации или бледно-зеленые для повышения спокойствия. Цвет тесно связан с эмоциями; он окрашивает наш язык — мы говорим, что мы «чувствуем синий», «видим красный».
Связь между ярким декором — от постельных принадлежностей и абажуров, ковров и многого другого — и нашим уровнем счастья стала более очевидной в последнее время, поскольку все больше и больше людей становятся смелее в выборе цветов, отказываясь от традиционных нейтральных палитр. Ли Чемберс, психолог и консультантом по благополучию, который специализируется на цвете, говорит, что «использование интенсивных и смелых цветов в наших пространствах может генерировать физиологические и психологические реакции, и они также способны вызывать ностальгию и возвращать положительный опыт».
Как выбрать свой цвет
Шакайла Форбс-Белл, психолог, консультант и основатель веб-сайта Fashion Is Psychology, говоря, что есть определенные цвета, которые мы ассоциируем с определенными эмоциями, объясняет, что это не так просто, как можно подумать и куда важнее ориентироваться на личные ощущения. «Есть некоторые интерпретации цветов, которые являются универсальными, — говорит она. — Холодные цвета, такие как синий, вызывают чувство спокойствия и творчества, в то время как теплые цвета, такие как красный, могут вызывать чувства волнения и возбуждения, но счастье слишком субъективно, чтобы быть привязанным к одному цвету».
Марианна Шиллингфорд, креативный директор производителя красок Dulux рассказывает, как выбрать яркие оттенки для интерьера, которые оптимизируют вашу атмосферу. «Посмотрите на свой гардероб и личные вещи, которыми вы себя окружаете, чтобы найти цвета, которые действительно делают вас счастливыми. Это те, которые заставляют вас чувствовать себя прекрасно, когда вы их носите, и те, которые возвращают счастливые воспоминания о детстве».
Связь между яркими цветами и детством нельзя недооценивать. Отвергая безопасные нейтральные оттенки и становясь более уверенными в выборе цвета, мы подключаемся к более беззаботной и детской версии себя. «Люди больше не беспокоятся о правилах дизайна — они вдохновляются Pinterest, чтобы просто покрасить комнаты или решиться на смелую стену в любом цвете, который им нравится. Мы обнаруживаем, что у людей после локдауна появляется новый интерес и осведомленность об интерьерах, и поэтому они более уверенно принимают более смелые дизайнерские решения», — говорит Келли Коллинз, эксперт по дизайну интерьеров.