Творческий хаос в доме позволяет нам чувствовать себя в безопасности. Возможно, именно поэтому знамением времени становятся максималистские интерьеры, наполненные разнообразными вещами.
Новые реалии
Пандемия изменила наше отношение к миру и представления об обществе. И, кончено, изменения коснулись восприятия своего дома. Многие помещения, в которых мы оказывались раньше лишь по вечерам и выходным, стали использоваться ежедневно. Дженнифер Ховард, автор книги « Беспорядок: неопрятная история», говорит: «Мы хотим чувствовать себя защищенными людьми, о которых заботятся. И вещи могут действовать как настоящий кокон. Люди принимают этот подход к само пеленанию при помощи вещей, особенно сейчас».
Социальные сети положили начало новому движению под хэштегом #cluttercore, у которого уже более 18 миллионов просмотров в TikTok и более 13 тысяч публикаций в Instagram. После десятилетий, когда нас учили убирать вещи, наконец, появилась тенденция, которая прославляет беспорядок, бросает вызов сдержанности и ставит максимализм во главу угла.
Упорядоченный хаос
Те, кто думает, что речь идет о немытых чашках и не выброшенных коробках из-под пиццы, ассоциирующихся со словом «беспорядок», будут разочарованы. Клаттеркор предлагает яркие цвета, разнообразные текстуры, множественные узоры и принты. Возможно, китч, эклектику, но не бардак. Новый тренд направлен не на то, чтобы забить пространство вещами по максимуму, а на то, чтобы любить всё, что вы имеете. «Появляется настоящее чувство изобилия, которое привлекает нас, учитывая, насколько стесненной стала наша жизнь», — говорит Ховард.
Обильное несоответствие
Яркий пример клаттеркора — дом испанского художника Хуанхо Фуэнтеса в историческом центре Малаги. Рассказывая о нем BBC Culture, он говорит: «Меня всегда восхищали все типы предметов: игрушки, иллюстрированные книги, открытки, фарфор. Я покупаю вещи на блошиных рынках, и я всегда был тем, кто хранил семейные вещи. И мне очень повезло, потому что мои друзья предлагают мне предметы, которые принадлежали их родственникам — они более минималистичны, чем я». Комнаты его дома наполнены великолепным изобилием: свет и узор, вдохновение и для глаз, и для ума. Что чувствует Фуэнтес, живя среди огромного множества разнообразных предметов? «Я не знаю, как жить без них. У них всех есть история. Они — часть моей жизни».
Еще пример – работы британского дизайнера Мэтью Уильямсона, которые демонстрируют «радостный максимализм». В своих интерьерах он спрашивает: «Могу ли я увеличить фактор счастья?»
Дизайн-галерея The Apartment , основанная Тиной Зайденфаден Буск, расположена в здании 18-го века в Копенгагене, и предлагает похожую визуальную радость жизни. Квартира спроектирована так, чтобы выглядеть как частный дом, хотя и постоянно меняющийся, в котором вы можете приобрести все, что видите: от произведений искусства до мебели. Здесь ничего ни с чем не совпадает, но все выглядит эффектно.
Доступно каждому
Не стоит думать, что клаттеркор – удел художественных талантов. Загляните в социальные сети, и вы поймете, как выглядит новый максимализм в обычной жизни. Вот, например, впечатляющий дом в Нью-Джерси мастера @ 1920. Плетеные кресла середины века найдены хозяином на Facebook, старинный стеклянный плафон был куплен в магазине секонд-хенда. «Для меня эти предметы рассказывают историю других и отражают историю нашего дома. Они являются отражением нас».
В противовес минимализму
Изобилие, сложность, многообразие – это серьезный отход от организованного минимализма , который доминировал в дизайнерских медиа последнее время. Гуру-организатор Мари Кондо, его самый страстный сторонник, убеждала обычных людей и знаменитостей выбросить из своих домов предметы, которые не «вызывают радость».
Иногда хорошо не делать то, что советуют вам журналы и книги. Например, подумайте о том, чтобы не выбрасывать вещи. Соучредитель проекта Fashion Revolution Орсола де Кастро говорит: «Как самопровозглашенный хранитель одежды, я не поклонник расхламления». Называя себя «своего рода противником Мари Кондо », она рассказывает, что хранит одежду, которую не носит, а затем откапывает ее через несколько лет. «Это такое же чувство, как если бы к нам обратился старый, очень любимый друг. В этом году я заново открыла для себя невероятную шелковую юбку миди Shantung и носила ее повсюду». Опыт Де Кастро ясно показывает: только потому, что предмет не вызывает радости прямо сейчас, нельзя сказать, что он не будет радовать в будущем. И это является веской причиной оставить его в доме.
Жить проще
Помимо всего прочего, поддерживать свой дом в чистоте и порядке — тяжелая работа. «Один специалист по организации, с которым я беседовал, упомянул, что многие его клиенты, которые стремятся к минимализму, обнаруживают, что просто не могут так жить, — размышляет Ховард. — Жизнь не полна просторных поверхностей без всяких вещей». Сторонники беспорядка, по его словам, «признают, что у них много вещей, но они собираются получить от этого удовольствие и расставить [свои предметы] так, как им нравится. В противовес минималистской гегемонии это имеет смысл для меня».
Экология потребления
У максимализма есть и другие преимущества. Люди выбрасывают тонны мусора, часто сбрасывая ненужные предметы. У многих стран нет должной инфраструктуры для их правильной утилизации. В этом контексте максимализм становится ответом на проблему бесконечного производства вещей, требующего ресурсов и диктующего выбрасывание старого в мусор. Берегите и любите то, что имеете – вот, чему учит клаттеркор.