Лайфхаки

Тайная любовь Виктора Гюго и трагедия его детей

Сама жизнь одного из идеологов французского романтизма, создателя «Собора Парижской богоматери», «Человека, который смеется», «Марии Тюдор», могла бы лечь в основу захватывающего романа или фильма, ведь в ней нашлось место и сумасшедшей славе, и запретной любви длиною в 50 лет, и трагедии дочери Адель, безответно влюбленной в офицера и потерявшей рассудок от своего чувства…

Автор статьи: Ольга Храбрых


Одним из моих любимых фильмов является сериал «Отверженные» Тома Шэнкланда по мотивам одноименного произведения Виктора Гюго , который я посмотрела в этом году. Это тот самый случай, когда кинокартина хотя бы частично сумела передать величие и дух романа. Известно, что это знаменитое произведение  Гюго писал на протяжении… 20 лет в интерьерах особняка, который впоследствии стал музеем автора.

Кто стал прототипом одного из самых великих романов писателя

Что и говорить, Виктор Гюго был баловнем судьбы. Первые свои трагедии он написал в 14 лет. Своим кумиром Гюго считал драматурга Франсуа Шатобриана,  он говорил, что в литературе нужно быть либо Шатобрианом, либо никем. Он даже и не предполагал, что его собственная слава намного опередит известность его любимого драматурга.

Настоящую любовь публики Гюго принес роман «Собор Парижской богоматери», написанный им в 29 лет и вышедший в 1831 году. В тот период знаменитый готический собор, описанный в произведении, хотели снести, но после выхода романа об этом не могло быть и речи. Посмотреть на собор, в стенах которого разворачивалась печальная история любви горбуна Квазимодо к цыганке Эсмеральде, бился в страстях инфернальный священник Клод Фролло и которым любовался златокудрый офицер Феб, приезжали туристы со всего мира. Поэтому материальное благополучие Парижа в ту эпоху явно выросло, равно, как и увеличивалось благосостояние Виктора Гюго.

Кадр из фильма «Отверженные»

В эти же годы Виктор Гюго делает первые наброски будущего романа «Отверженные». Его замысел возник после того, как писатель услышал историю о епископе французского города Динь, который помог каторжнику Пьеру Морену, осужденному на пять лет каторги за украденный кусок хлеба. Именно с подачи епископа, поверившего в Пьера Морена и оказавшего ему помощь в устройстве на работу, произошло духовное перерождение несчастного заключенного. Он стал смелым солдатом и впоследствии геройски погиб в битве при Ватерлоо.

 Читавшие роман поняли, что речь шла о главном герое романа «Отверженные» —  каторжнике Жане Вальжане. Еще одним возможным прототипом персонажа Вальжана называли шефа криминальной полиции Видока, также бывшего каторжника. (Кстати, в российский прокат выходит фильм «Видок», главную роль в котором играет Венсан Кассель — бывший муж Моники Белуччи). Известен случай, когда Видок своими руками сумел приподнять повозку, под которой застрял мужчина. Подобный эпизод, когда Жан Вальжан спасает дедушку Фошлевана, которого также придавила повозка, есть и в романе «Отверженные».

 Интерьеры особняка Виктора Гюго

Свой роман Гюго писал в интерьерах старинного особняка, построенного в 17 веке, где он жил на протяжении 16 лет. Сюда приходили Александр Дюма, Проспер Мериме и многие другие знаменитые посетители.

И первое же место, куда они попадали, была прихожая, оформленная в лаконичном стиле. Напротив входа было установлено огромное зеркало-трюмо, украшенное резьбой.  На стенах можно было увидеть картины батальных сцен, а также портреты родных и близких Виктора Гюго. С потолка свисала массивная люстра.

Затем гости писателя оказывались в красной комнате.

И шторы, и обои, и мебель в ней  были красного цвета, а центральным элементом интерьера являлся массивный стол, где находились записи писателя. Возможно, их могли видеть и Александр Дюма, и Проспер Мериме. Кстати, именно в этой комнате располагался выход на балкон, откуда открывался вид на площадь Парижа.

Отдельного упоминания заслуживает китайская комната, где все было оформлено в стиле этой восточной страны. И здесь как нигде проявился дизайнерский талант Гюго. Он сам декорировал некоторые комнаты своего дома.

Например, на одной из стен можно было увидеть стеллажи с китайскими фарфоровыми тарелками, дизайн которых тоже разработан Виктором Гюго.


Вам может быть интересно:


А вот в спальне автора романа «Собор Парижской богоматери» самым интересным «экспонатом» являлась широкая кровать… с крышей, с высоким и резным изголовьем, оформленная в английском стиле.

Но большую часть времени Гюго, конечно, отдавал своему творчеству. Существует байка, что он даже писал свои великие романы без одежды, поскольку считал, что бесконечные переодевания только съедают его время.

Любовь длиною в пол века

Личная жизнь великого писателя просто била ключом. Он  женился на подруге своего детства Адели Фуше, которая впоследствии родила ему пятерых детей. Однако сердце Гюго на протяжении почти 50 лет было отдано другой женщине — актрисе Жюльетте Друэ. Кстати, Адель Фуше об этом знала и закрывала на похождения мужа глаза, потому что он ей был безразличен. Известно, что за всю жизнь Адель не прочла ни одной книги своего знаменитого супруга. Поэтому какое дело ей было до Жюльетты, равно как и до других случайных интрижек Гюго?

Конечно, репутация Жюльетты была отнюдь не безупречной. Ей приписывали романы со скульптором Жан Жаком Прадье, русским князем и еще множеством влиятельных мужчин, но так было до ее встречи с Гюго. А после…все изменилось.

Они познакомились, когда Виктор Гюго, недавно выпустивший роман «Собор Парижской богоматери», находился в зените своей славы. Тогда в одном из парижских театров ставилась и его пьеса «Лукреция Борджиа», в которой Жюльетте досталась эпизодическая роль. И когда писатель спросил девушку, не обидно ли ей, что главная партия будет отдана другой актрисе, Жюльетта Друэ ответила, что в произведениях Виктора Гюго не может быть маленьких ролей. Такой ответ, конечно, покорил писателя и стал точкой отсчета их романа.

После знакомства с Гюго Жюльетта практически перестала выходить в свет и вела затворнический образ жизни.  Привыкшая к роскоши, в этот раз Друэ довольствовалась малым: Гюго тратил на нее немного. Однако это не смущало влюбленную женщину. Все свое время она посвящала любимому мужчине, который стал для нее и кумиром. Она восхищалась творчеством Гюго, и как преданная фанатка, читала все его рукописи, иногда стенографировала и пробовала давать какие-то ценные советы. А в письмах к возлюбленному Жюльетта называла его Великим писателем и своим Богом. При этом сам Гюго время от времени поглядывал на других женщин и заводил мелкие интрижки, но со своей Музой не расставался. И так продолжалось… 50 лет! Практически накануне смерти Жюльетты Гюго подарил ей свою фотографию с надписью «50 лет любви — вот самое прекрасное супружество»…

Трагедия Адель

Казалось бы, всю свою жизнь Гюго был окружен только счастьем. Но в его жизни случались и настоящие трагедии, которые не под силу вынести слабому человеку. Его первый сын Леопольд умер еще в младенчестве, дочь Леопольдина погибла в возрасте… 19 лет. А младшая дочь Адель сошла с ума от… безответной любви. Это была очень красивая, нежная и трепетная девушка с тонкой душевной организацией, зачитывающаяся романтичными романами отца и грезившая о великом чувстве. Многие состоятельные и достойные мужчины просили ее руки, но она никого так и не смогла полюбить. В 30 лет  Адель влюбилась в английского офицера Альберта Пинсона. Девушку не смущало, что Альберт не отвечал ей взаимностью, офицер пробовал разными способами вразумить несчастную влюбленную, но все было безрезультатно.

Когда Пинсона отправили служить в Канаду, Адель, выкрав драгоценности матери, поехала вслед за ним. Через некоторое время офицера перевели в Вест-Индию, и девушка снова увязалась за объектом своей страсти. Окружающим она рассказывала, что является женой Пинсона. С каждым днем положение Адели только ухудшалось. Ее описывали как странную женщину, которая появляется на улице в темное время суток в растрепанном виде. Мальчишки кидали в нее камни. В конце концов,  Адель сошла с ума, и ее поместили в психиатрическую больницу. Гибель старшей сестры и невозможность быть вместе с любимым человеком окончательно омрачили ее рассудок.

В завещании своему внуку Гюго писал: «Ищи любви… Дари радость и сам стремись к ней, люби, пока любится».

Поделитесь этим:
VKOdnoklassnikiFacebookTwitter

2 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.