Лайфхаки

Любовь, боль и мистика в жизни Андрея Тарковского

Когда актриса Наталья Бондарчук сыграла Хари в фильме «Солярис» Андрея Тарковского, то ее отец, Сергей Бондарчук, сказал: «Теперь я не знаю, что ты будешь играть». Возможно, на такую проникновенную игру Натальи повлияло то, что в то время она была влюблена в Тарковского. Причем настолько, что однажды даже хотела покончить жизнь самоубийством. Сам режиссер в свою очередь признался, что Наталья Бондарчук удивительным образом была похожа на его сестру Марину, которую он очень любил.

Автор статьи: Ольга Храбрых


Эдуард Артемьев, Наталья Бондарчук и Андрей Тарковский 

Однажды мне довелось побывать на творческом вечере Марины Тарковской и взять у нее интервью. Так, она рассказала о мистических явлениях в жизни брата. Например, однажды он забыл в такси сценарий фильма «Андрей Рублев», что приравнивалось для него к трагедии.  Тогда режиссер вернулся на то место, где вышел из такси. И вдруг к тротуару подъехала та же самая машина, и водитель протянул Тарковскому сценарий.

Следующим после фильма «Андрей Рублев» в фильмографии Тарковского появилась кинокартина «Солярис»

Наш ответ Кубрику

Замысел экранизировать одноименный фантастический роман польского писателя Станислава Лема появился у Андрея Тарковского в 1968 году. Он ставил перед собой сразу две задачи — создать философское кинопроизведение с коммерческим потенциалом, которое будет одинаково интересно как критикам, так и массовому зрителю. Материальная составляющая была также важна Андрею Тарковскому, имеющему в то время финансовые проблемы. Ведь ему в тот период не давали возможности снимать фильмы. Но съемки «Соляриса» были одобрены сразу, поскольку фильм мог стать достойным ответом фильму «Космическая Одиссея» Стенли Кубрика, который был очень популярен в то время.

Донатас Банионис и Андрей Тарковский 

По сюжету фильма психолог Крис Кельвин отправляется на Солярис — планету, океан которой обладает разумом. И в ходе этой поездки он должен понять, следует ли и дальше заниматься феноменом этой загадочной цивилизации или положить конец любым исследованиям. Что интересно, океан Соляриса обладает свойством материализовывать наши тайные желания, равно как и страхи, и совесть. Для Криса воплощением всех его сокровенных мыслей является его жена Хари, совершившая самоубийства десять лет назад. Точнее, ее призрак, который является герою по ночам.

Кадр из фильма «Солярис»

Тема фантастики была для Тарковского вторичной, в большей степени он сосредоточился на размышлениях человека и проблеме его нравственного выбора. Поэтому он усилил некоторые  сцены. Для этого были изменены некоторые сюжетные линии и исключены некоторые персонажи, что, конечно, не могло понравилться Станиславу Лему. Он считал, что из научного материала Тарковский лепит достоевщину.  Сам же Лем хотел  рассказать о контактах человека и внеземного разума.


Вам могут быть интересны эти статьи:


Впрочем, и с научной точки зрения все было в порядке. Научным консультантом фильма выступил астрофизик Иосиф Шкловский, который не нашел в картине сюжетных ляпов и дал добро на съемки.

Съемки картины проходили в Крыму, Москве и в Звенигороде – неподалеку от Саввино-Сторожевского монастыря на берегу Рузы, где снимался дом главного героя. Ради единственной сцены показа футуристической автострады с многочисленными тоннелями и эстакадами группа отправилась в Токио.

Но большая часть съемок проходила в одном из самых больших павильонов киностудии «Мосфильм», оборудованном под космическую станцию.

Над интерьером станции работал художник Михаил Ромадин совместно с заводом ВИЛС (Всероссийский институт легких сплавов), который когда-то занимался изготовлением луноходов. Объект включал в себя саму площадку, зеркальную комнату и библиотеку.

Сама станция, где происходит действие фильма, не кажется футуристичной, в кулуарах съемочная группа даже называла ее разбитым автобусом. Однако сам Тарковский пояснил свой замысел тем, что хотел показать окружающую реальность с точки зрения тех личностей, которые в ней находятся. Именно поэтому детали интерьера кажутся уже использованными, то есть, мы видим старую мебель, пульт, костюмы. Таким их в первую очередь видят персонажи картины.

В оформлении станции Тарковский опирался на идею, что там должно было быть показано самое великое культурное наследие земли.  Например, картины одного из любимых художников Тарковского Питера Брейгеля, копии которого были созданы специально для киноленты живописным цехом.

На визуальное оформление картины оказало увлечение Тарковского Андреем Рублевымпредставителем эпохи раннего Возрождения — Витторе Карлаччо. В финале же ленты можно найти аллюзию на знаменитое творение Рембрандта «Возвращение блудного сына».

А что касается использования цветокоррекции, то она строилась на противопоставлении светлых и темных оттенков, цветов неба и земли, но главенствовал в этом ряду все же желтый цвет.

Дизайн ракеты был «списан» с дизайна аналогичного объекта на военном полигоне и дополнен «фишками» в духе произведений супрематистов. Чтобы показать зрителю взлет ракеты, ее поднимали вручную на тросах.

А чтобы показать, как сами герои ленты пребывают в невесомости, были созданы специальные манипуляторы — штанги, на которые и садились артисты. Естественно, все было сделано таким образом, что манипуляторы были не видны в кадре. Однако основная сложность заключалась в том, что эти объекты постоянно ломались, из-за чего график съемок то и дело сдвигался.

Роковая любовь

Но, конечно, успех фильма зависел не только от спецэффектов, но и от актерского состава. Прежде всего, в новую картину Андрей Тарковский пригласил своих постоянных актеров: Анатолия Солоницына и Николая Гринько. На роль Криса Кельвина был выбран прибалтийский актер Донатас Банионис. А вот поиск на роль Хари значительно затянулся. Первоначально  Тарковский видел в этом образе любимую актрису своего кумира в режиссуре Ингмара Бергмана Биби Андерсон. Также на роль претендовали первая жена Тарковского Ирма Рауш и актриса Алла Демидова. Но Андрей Тарковский выбрал 20-летнюю Наталью Бондарчук. А потом полюбил ее.

Тогда Тарковский, которого всегда обожали женщины, плененные его гениальностью (как многие считали), только недавно разошелся с Ирмой и был женат на Ларисе Кизиловой, от которой у него родился сын Андрей.

Сама Наталья тоже была замужем за оператором — по ее собственному признанию, очень хорошим человеком. Но как признавалась актриса в одном из своих интервью, с Тарковским она сразу же почувствовала некую духовную связь. Возможно, это было связано с детской травмой, пережитой вследствие расставания ее отца Сергея Бондарчука с ее матерью Инной Макаровой. И просто Наталья подсознательно искала духовно взрослого мужчину, который сможет о ней позаботиться. И нашла его в Андрее Тарковском. А Тарковский же видел в Наталье Бондарчук свою младшую сестру Марину.

Вообще, в роли Хари Тарковский воплотил собственный идеал женщины. Он считал, что представительницы слабого пола могут быть счастливы только тогда, когда счастлив их мужчина, и женщине следует раствориться в любимом человеке. Наталья Бондарчук, по мнению режиссера, соответствовала этим критериям.

Начало съемок, как вспоминала Наталья, совпал с ее днем рождения. Тогда съемочная группа отметила этот праздник у нее в номере, а потом Наталья Бондарчук и Андрей Тарковский пошли гулять по набережной Ялты, любуясь цветущими магнолиями. Наверное, в этой прекрасной атмосфере присутствия рядом моря и зарождались первые чувства. В буквальном смысле влюбленная до умопомрачения, Наталья работала над ролью с полной отдачей и самоотречением.

Она чувствовала, что невидимыми нитями связана с Андреем Тарковским. А он признавался ей, что нежно любит ее. Любит настолько самозабвенно, что возникает ощущение, будто он родил ее. А Наталье иногда казалось, что роль Хари наложила на нее отпечаток. И как Хари везде ходила за своим Крисом, так и Наталья следовала по пятам за Андреем Тарковским. Так, после окончания съемочного периода он брал ее с собой в монтажную, хотя ее присутствие там не было необходимо.

Их роман длился и в фестивальный период. С фильмом «Солярис» Андрей Тарковский и его Муза объездили около 50 стран. И однажды на одном из них они в дружеской обстановке встретились даже с Федерико Феллини, который высоко оценил картину.

Однако после отгремевших премьер роман подошел к концу. Известно, что в курсе их отношений была и жена Тарковского. Писали, что Лариса Кизилова встретилась с Натальей и сказала: «Девочка, он не для тебя. Он не такой, каким тебе кажется. Это очень тяжелый человек«.

Впечатлительная Наталья очень тяжело переживала разрыв, к тому же отношения с Тарковским разрушили ее брак. В отчаянии она предприняла попытку самоубийства, порезав себе вены. Потом, конечно, поняла, что совершила большой грех, пошла в церковь и покрестилась. А еще от этой больной любви  Наталью Бондарчук спас Николай Бурляев, кстати, тоже ученик Тарковского.

Фильм «Солярис» до сих пор любим зрителями. И говоря об основной идее картины, Тарковский пояснял:    — Сказать, в чем же состоит главная идея фильма, нельзя, поскольку здесь присутствует несколько тем. Но для меня важно другое. То, что нам ни в коем случае нельзя обесценить, потерять элементарное наше чувство, которое кажется нам элементарным, но которое человечество испытывает века и века. Это ощущение преемственности — и желание все-таки соизмерять свои желания со своими чувствами.

Поделитесь этим:
VKOdnoklassnikiFacebookTwitter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.