Новости

Крыша в виде рыбы, перекошенные здания и другие архитектурные фантазии Фрэнка Гери, о которых вы не знали

В следующем году исполняется 90 лет со дня рождения выдающегося канадского архитектора  Фрэнка Гери (Frank Gehry). Длительный творческий путь этого талантливого человека подарил миру множество уникальных сооружений, каждое из которых заслуживает отдельного обзора. Но сегодня мы вспомним десятку наиболее выдающихся работ мэтра и проследим эволюцию авторских взглядов на протяжении продолжительной жизни Фрэнка. В таком деле лучше всего начать с самого начала… Здравствуйте, мистер Гери!

 


Фрэнк Гери родился 28 февраля 1929 года в Торонто. Первый творческий опыт он приобрел в строительном магазине своего деда, где из подручных материалов возводил причудливые конструкции. В конце сороковых Фрэнк перебрался в США, чтобы получить образование архитектора. Началом карьеры молодого специалиста было проектирование дизайнерской мебели, но мечты о возведении прекрасных зданий не оставляли Фрэнка. В 1978 году он завершил свой первый архитектурный проект.

Дом, милый дом

Стартовой площадкой для первой работы архитектора, разменявшего к тому времени уже пятый десяток, стал его собственный дом в калифорнийской Санта-Монике. Никаких принципиальных изменений здание не претерпело — просто обзавелось новым, оригинальным нарядом. В своей работе Фрэнк использовал самые обычные строительные материалы: фанеру, стекло, металлическую сеть и гофрированную сталь.


Читать статьи на другие темы:

Результатом его трудов стал оригинальный ансамбль сооружений, буквально оплетающих фасад дома и придомовую территорию. Данный проект получил прямо противоположные оценки среди критиков, но принес своему создателю престижную премию и главное — известность в профессиональной среде.

Рыбалка по-испански

Заработав себе имя, Фрэнк приступил к реализации значительно более амбициозных идей, которые нашли свое воплощение в оригинальных сооружениях по всему миру. К летним олимпийским играм 1992 года архитектор подготовил проект грандиозного павильона Fish, который стал настоящим украшением олимпийских объектов Барселоны.

Крыша строения имеет причудливый изгиб, придающий ей форму тела гигантской рыбы. Чтобы ассоциация с морским обитателем была еще более очевидной, корпус фигуры был изготовлен из цветного металла. Под лучами солнца крыша играет перламутровыми оттенками как настоящая рыбья чешуя.

Воплощенный кубизм

В 1993 году появилось новое творение Фрэнка, которое в значительной степени задает определенный вектор для большинства его будущих работ. Weisman Art Museum является настоящей звездой Миннеаполиса — одного из крупнейших городов-близнецов штата Миннесота.

  • Главное украшение музея — оригинальный форма фасада, которая является таким же произведением искусства как и экспонаты, выставленные внутри. Благодаря стараниям Гери, направление кубизма воплотилось и в архитектуре, а не только на художественном холсте.

    Танцоры из Старой Праги

    Как это ни странно, дома тоже умеют танцевать! Канадский архитектор доказал, что это возможно не только во время землетрясения. В 1995 году в живописной столице Чехии появилось неожиданное сооружение. Кого-то из горожан сразу же восхитил его удивительный фасад, но нашлось и достаточно критиков, убежденных, что подобным зданиям не место среди старинных домов узнаваемой во всем мире Праги.

    Впрочем, с годами их скепсис практически сошел на «нет» — сегодня Dancing House является не менее популярной достопримечательностью города, чем Карлов мост или Староместская ратуша. В темное время суток причудливый фасад дома преображается сотнями огней декоративной иллюминации, превращающих здание в страстную пару танцующих.

    Десерт для воображения

    Испанские ландшафты неизменно вдохновляют Фрэнка Гери. В 1997 году он покинул эту страну, оставив после себя очередной архитектурный шедевр. Музей Guggenheim с момента своего открытия и по сей день является визитной карточкой города Бильбао. Это грандиозное сооружение считается одной из несомненных вершин творчества Гери — своеобразной кульминацией его многочисленных наработок. Архитектор вновь использовал металлические пластины, которые укрыли собой фантастический каркас здания.

    Фасад музея не заключает в себе конкретного образа — это идеальное полотно для зрителя с богатым воображением. Животное, цветок, корабельный парус или утес скалы — каждый увидит в причудливых очертаниях нечто особенное. Изнутри Guggenheim также готов удивлять своих посетителей: внешний вид — это не просто декорация, а реальное отражение всевозможных закоулков и изгибов, которые скрывает в себе музей из Бильбао.

    Архитектура и музыка

    В отличие от многообразия смыслов в фасаде Guggenheim, при создании музыкального музея в Сиэтле перед Фрэнком Гери стояла вполне определенная задача. Здание, собравшее под своим сводом самую полную коллекцию американской рок и поп-музыки, должно вызывать у фанатов совершенно определенные ассоциации. При помощи излюбленных приемов и материалов архитектор на этот раз превзошел самого себя.

    Здание Museum of Pop Culture с 2000 года несет традиционный авторский почерк Фрэнка и передает в своем облике волнующее очарование сцены. Две огромные стальные кулисы обрамляют мощный столб света, символизирующий невероятную энергию, излучаемую исполнителем. По желанию заказчиков, Гери выразил в этом буйную натуру знаменитого американского рокера Джими Хендрикса, которые в запале выступления буквально разбивал свою гитару в щепки.

    Паруса из бумаги

    От зданий, в которых музыкальные шедевры хранятся, Фрэнк сделал еще один творческий шаг — к месту, где музыка рождается. Walt Disney Concert Hall создавался на протяжении пяти лет и был закончен в 2003 году. Соблюдая определенные требования к качественной акустике и выдерживая соответствующий эстетический стиль, архитектор постарался представить новый проект как можно более легким и воздушным. Эту идею он заключил в невероятное здание, изображающее корабельные паруса или разорванные кружева облаков.

    Z

    Однако у достойных продолжателей дела Диснея концертный зал вызвал более приземленные ассоциации. Архитектор и его детище нашли свое неожиданное отражение в популярном на весь мир мультсериале «Симпсоны» (The Simpsons), известном скандальными шутками и карикатурами. Мультипликаторы рассмотрели в Walt Disney Concert Hall кучу измятой бумаги, которая и вдохновила знаменитого архитектора на очередное творение. Киношутку можно было бы счесть обидной, если бы не участие в проекте самого Фрэнка Гери, который с удовольствием озвучил мультяшного себя.

    Театральные мотивы

    Оставив свой след в музыке и даже мультипликации, талантливый канадец продолжил тесные контакты с другими формами искусства. На этот раз он согласился преобразить театральную сцену — Richard B. Fisher Cente в 2003 году украсил своим появлением Нью-Йорк. Это небольшой концертный зал будто бы укрыт вуалью из любимого Гери металла. Центральный вход в здание увенчивает массивная конструкция, представляющая собой подобие театральной маски.

    Особенностью нью-йоркского концертного зала является его удачное расположение — оно находится в парковой зоне. В глазах неподготовленного зрителя постройка представляется удивительным подобием гигантской садовой скульптуры.

    Неожиданный Фрэнк Гери

    В 2007 году в Нью-Йорке появилось еще одно здание знаменитого мастера. Но увидев его, вы наверняка усомнитесь в авторстве этого десятиэтажного великана. Казалось бы, почерк Фрэнка Гери угадывается в волнистых очертаниях фасада, но где же традиционная металлическая обшивка? Неужели кто-то рискнул скопировать работу успешного архитектора? В чем подвох? Нет его. Фасад The IAC Building действительно придуман Гери. Но выполнен он из стекла.

    Причин для «смены курса» у творца было несколько. Во-первых, само назначение комплекса подразумевало максимальную открытость и публичность — InterActiveCorp является крупнейшим объединением средств массовой информации в США. Во-вторых, в свои 78 лет Фрэнк решил продемонстрировать окружающим молодость собственной души. Но как это может сделать архитектор, если не через свои работы? Поэтому изначальная обшивка из титана еще на стадии проекта была заменена на легкое и светлое стекло. Эксперимент удался на славу — даже спустя десять лет The IAC Building признается одним из самых стильных деловых центров в мире.

    Возвращаясь к истокам

    Помните калифорнийский дом Фрэнка Гери, с которого все началось? Проект, реализованный в 2008 году, испытывает на себе влияние самой первой работы мастера. Разумеется, за 30 лет навыки архитектора значительно развились, и здание частной школы Petr B. Lewis Building способно соревноваться с лучшими работами Гери. Но некоторые идеи сохранились с тех самых времен.

    Вполне типовое строение правильной формы буквально разрывают волнистые изгибы гигантского металлического спрута. При помощи специального расположения облицовочных металлических плит обшивка отражает солнечные свет внутрь помещений, обеспечивая их естественное освещение в дневное время. Весь комплекс представляет собой фантастическое сочетание традиционной архитектуры и авторского стиля Фрэнка Гери. Возвращаясь к началу своей истории, он смог придать знакомым идеям новое и невероятно свежее воплощение. Спасибо за чудо, Фрэнк!

Поделитесь этим:
VKOdnoklassnikiFacebookTwitter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.