Новости

«Москва слезам не верит»: как сложилась судьба Натальи Вавиловой, и почему фильм Меньшова вызывает ностальгию?

В 1980 году на экраны вышел фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». 40 лет любимой всеми картины мы отметим совсем скоро. Утром 1 апреля 81-го года в квартире режиссера раздался звонок — ему сообщили, что его лента получила премию «Оскар». Поначалу Меньшов принял эту новость за розыгрыш, но потом невероятное стало очевидным. История о провинциалке, ставшей «своей» в Москве, покорила сердца не только советских зрителей, но и искушенных американцев.

Автор: Ольга Храбрых


Как появилась история о Катерине, покорившей Москву

Эта история была вполне ожидаема, ведь в картине Меньшова личный опыт стал основой для сюжета, именно поэтому фильм получился таким правдоподобным. В картине «Москва слезам не верит» сценарист Валентин Черных описал свой приезд в Москву и первые годы жизни. Он был бедным студентом, живущим в комнатке в коммуналке, а его будущая жена имела свою собственную квартиру в столице.

Вспоминая это, Валентин набросал историю о девушке, которая, стесняясь своей бедности и провинциальности, повелась на уговоры подруги  — перевоплотиться в москвичек из состоятельных семей. Сценарист подумал, что появление женской фигуры в фильме усилит драматизм этой истории.

Прототипом Людмилы стала домработница друзей Валентина Черных, которая жила в доме заместителя главного редактора одной из московских газет и выдавала его за своего дядю. И когда звонил кто-то из друзей девушки, он подыгрывал ей. Кстати, имена главных героинь Черных позаимствовал у своих любимых тетушек.

Впоследствии Валентин Черных издал книгу, которую так и назвал «Москва слезам не верит». В Голливуде хотели сделать ремейк картины, но Черных не дал разрешение. Кстати, когда Владимир Меньшов только начал читать сценарий, он ему категорически не понравился. Но когда режиссер дошел до слов «…Катерина засыпает со слезами на глазах, звонит будильник… Она просыпается через 20 лет и становится директором завода!», Меньшов изменил свое мнение.

Кстати, о Катерине. Каких только актрис не рассматривал Владимир Меньшов на эту роль. Маргарита Терехова сказала, что она занята в серьезном проекте, имея в виду роль Миледи в картине «Три мушкетера» Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Валентина Теличкина невыразительно смотрелась в роли провинциалки. Ближе всех к образу Катерины оказалась Тамара Сайко. Но она не «монтировалась» с Алексеем Баталовым. А режиссер категорически не хотел менять исполнителя главной роли. И тут ему в голову пришла неожиданная мысль, а не попробовать ли мне свою жену Веру Алентову? Сказано-сделано.

На роль Гоши претендовали Виталий Соломин, Олег Ефремов, да и сам Владимир Меньшов хотел сыграть этого героя. Об этом образе задумывался и Вячеслав Тихонов, которому предлагали роль Владимира. Но он от нее отказался. В итоге, судьба распорядилась так, что Гошу сыграл Алексей Баталов.


Читайте также: 


Меньшов увидел его в фильме «Дорогой мой человек» и закричал от радости, обращаясь к Вере Алентовой: «Я нашел Гошу!». Актриса тут же прибежала из комнаты. Поначалу Баталов отказался от предложенной роли, но через несколько дней, перечитав сценарий, согласился.

Кстати, после знаменитой сцены драки актер чуть не лишился здоровья. Дело в том, что Меньшов пригласил настоящих самбистов, которые не рассчитали силу удара и повредили Баталову кадык. В больнице он провел почти месяц.

На роль Людмилы претендовали сразу три актрисы: Валентина Титова, Жанна Болотова, Анастасия Вертинская. Ирину Муравьеву режиссер увидел в одном из телеспектаклей. Правда, прочитав сценарий фильма, Муравьева не горела желанием играть свою героиню. Она называла ее грубой, неотесанной и даже пошлой и считала, что именно в Людмиле собраны все те качества, которые она не переносит в людях.

Другую подругу Кати — простушку Тосю — могли сыграть Наталья Андрейченко, Людмила Зайцева, Галина Польских. Но убедительнее всего в этом образе смотрелась Раиса Рязанова.

Как сложилась судьба Натальи Вавиловой

Еще одной главной героиней в фильме «Москва слезам не верит» стала Александра — дочь Катерины, которую сыграла актриса Наталья Вавилова.

Ее актерская карьера началась, когда девушке исполнилось 14 лет. Тогда она впервые снялась в фильме «Такие высокие горы». Спустя некоторое время помощник Владимира Меньшова позвал ее в новый фильм режиссера «Розыгрыш». Родители Натальи Вавиловой не одобряли желание дочери стать актрисой, считая эту профессию несерьезной. Они прочили ей карьеру дипломата, мечтая, что дочь будет учиться в академии российского МИДа. Меньшов пригласил девушку сниматься в свой новый фильм. Родители Натальи категорически отказывались отпускать дочку на съемки, пока в дело не вмешался Алексей Баталов, который являлся кумиром семьи. И только после этого мама и папа Натальи дали согласие, а после одобрили учебу на актерском факультете ВГИКа.


Загляните и сюда!


В 1986 году Наталья должна была сниматься в фильме «Николай Подвойский», где в ее актерские задачи входило ездить верхом на лошади. Ради этого Вавилова поступила в конную школу в Измайловском районе Москвы, где проучилась два месяца.

Но, к сожалению, на съемках случилось непредвиденное. Вместо коня, который предназначался Наталье для съемок, ей вывели другого — с больной спиной. Он сбросил всадницу с седла, в результате чего она оказалась в больнице. На восстановление Натальи ушел месяц, но уже через неделю ее заменили другой актрисой. Это стало тяжелым ударом для Вавиловой. Актрису поддержал ее муж — Самвел Гаспаров, с которым она как раз и познакомилась на съемках фильма «Москва слезам не верит». В тот период он устроил для любимой женщины романтическое путешествие, во время которого она забыла обо всех проблемах и невзгодах.

В 1990 году Наталья Вавилова пробовала вернуться в кино. Режиссер Самвел Гаспаров снял ее в своем фильме «Стервятники на дорогах», но, к сожалению, его положили на полку.

Больше Вавилова в кино не вернулась. Всю свою жизнь она посвящает мужу Самвелу Гаспарову, ухаживает за домом и садом.

Советские интерьеры 80-х годов

Фильм «Москва слезам не верит» хорош не только своим актерским составом. Он великолепно демонстрирует советские интерьеры и возвращает нас в эпоху конца 70х-начала 80-х годов. Итак, какая же обстановка дома была характерна для того периода?

В домах брежневской эпохи планировка квартир предполагала от одной до пяти комнат, низкие беленые потолки и маленькие по площади кухни.  Обязательными в интерьере были стенка, состоящая из нескольких шкафов и секций, платяной шкаф, трюмо и диван.

Стол, стоящий в зале, использовался для семейных торжеств и праздников. Одним из традиционных элементов комнаты являлся ковер, который обычно вешали на стену.

Вот, кстати, и круглый стол, который можно увидеть в квартире профессора Тихомирова, Рачковых и самой Катерины. Он является одним из центральных элементов киношного интерьера картины Меньшова.

«Москва слезам не верит» — фильм, который вызывает ностальгию от фраз, cтавших крылатыми, от одежды героев, интерьеров… В 80-х годах фильм «Москва слезам не верит» получил премию «Оскар». Его посмотрело около 90 миллионов зрителей. Заслуженная слава и гордость советского кинематографа.


Если вам понравилась статья, не стесняйтесь, cтавьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!

Поделитесь этим:
VKOdnoklassnikiFacebookTwitter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.