Лайфхаки

Как травили режиссера, который первым в СССР получил премию «Оскар»

Практически все первые годы своей кинокарьеры он был любимчиком Фортуны, который снимал фильмы с обилием батальных сцен, имел возможность ездить за границу, одним из первых купил дорогой автомобиль. После драматического V съезда  Союза кинематографистов 1986 года Сергей Бондарчук потерял все свои привилегии. 

Автор статьи: Ольга Храбрых


В этом году исполняется 50 лет со дня выхода на экраны фильма «Война и мир» Сергея Бондарчука, за который он получил премию «Оскар». 60 лет назад в прокат вышла военная драма «Судьба человека» с участием Сергея Федоровича.  Сегодня о нем помнят как о выдающемся режиссере с мировым именем, в советские годы прорубившим окно в Европу.

«Война и мир» Сергея Бондарчука

«Кино слишком серьезное и очень массовое искусство, и оно должно,  прежде всего, служить обогащению душевного мира людей, пробуждать в них лучшие, светлые чувства, подвигать на добрые и высокие дела», — так считал Сергей Федорович Бондарчук.

Кадр из фильма «Судьба человека»

Это высказывание как нельзя лучше отражает идею фильма «Судьба человека», рассказывающего о том, как в годы войны солдат по имени Андрей Соколов усыновил мальчика-сироту. Эту картину в общей сложности посмотрели свыше 30 миллионов советских зрителей.

Но всемирную славу Сергею Бондарчуку, конечно, принесла экранизация романа Льва Толстого «Война и мир», где он выступил как режиссер, а также сыграл одну из главных ролей Пьера Безухова.

Как вспоминал на страницах книги «Война и мир» Сергея Бондарчука Ольги Палатниковой сценарист Василий Соловьев для картины не писался литературный сценарий. Бондарчук сразу приступил к работе над режиссерским сценарием. Фильм был продуман сначала на бумаге. На «Мосфильме» в кабинете Сергея Бондарчука были развешаны длинные бумажные полосы, на которые весь фильм был расписан по эпизодам. Потом начался поиск натуры, например, одним из выбранных Сергеем Бондарчуком мест для съемок стали окрестности Ясной поляны.

Потом шел интенсивный поиск актеров. Например, на роль Наташи Ростовой была выбрана выпускница Ленинградского балетного училища Люся Савельева, впервые пробующая свои силы в кино.

На роль Андрея Болконского Сергей Бондарчук хотел утвердить Олега Стриженова, но тот по определенным обстоятельствам отказался. Также Бондарчук мечтал увидеть в роли князя Андрея Иннокентия Смоктуновского. Но в это самое время ему позвонил режиссер Григорий Козинцев со словами: «Я столько лет шел к «Гамлету». А теперь картина под угрозой закрытия: не будет Иннокентия Михайловича – не будет фильма».

В итоге Сергей Бондарчук остановил свой выбор на Вячеславе Тихонове. Тем более что его кандидатуру предложила сама министр культуры СССР Екатерина Фурцева.

Поначалу режиссеру казалось, что Тихонов недостаточно аристократичен для этой роли. Да и сам Тихонов вспоминал, что однажды, накануне съемок романа-эпопеи встретил Сергея Бондарчука на «Мосфильме» и между прочим спросил: «Сергей, а каким ты видишь Андрея Болконского?» На что Бондарчук сказал: «Ну что ты…Андрей совсем другой».

Но спустя некоторое время Тихонову пришла телеграмма, что он все-таки утвержден на желанную роль. Тихонов вспоминал, как часто его одолевали сомнения насчет правильности выбора режиссера, и однажды он даже сказал: «Сергей, еще не так много снято эпизодов с моим участием, замени меня, пожалуйста».

На что Бондарчук коротко ответил: «Ну, зачем? Не надо». Как писал Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук старался не хвалить актеров, только говорил: «Так. Ну, пойдемте дальше».

Но однажды, когда съемки фильма подошли к концу, Сергей Бондарчук собрал нескольких представителей съемочной группы в мини-ресторане на корабле и о каждом сказал пару слов. Вячеслав Тихонов с замиранием сердца ждал, что же Бондарчук скажет о нем, а тот произнес : «Слава, ты выиграл марафон».


Читайте также:

В фильме был задействован блестящий актерский состав: Василий Лановой, Эдуард Марцевич, тогда еще очень молодой Олег Табаков.

Но, конечно, самая тяжелая часть съемочного процесса — это съемки батальных сцен. Например, в съемках Бородинского сражения участвовало 12 000 солдат плюс конница. Этот эпизод снимался возле города Дорогобуж Смоленской области. Также съемки проходили у стен Новоспасского, Новодевичьего монастырей, возле Иосифо-Волоцкого монастыря снимали сцену пожара.

Одна из основных достопримечательностей Новодевичьего монастыря — это Преображенская надвратная церковь, построенная в 1680-е годы по распоряжению царевны Софьи на этапе ее регентства. Храм относится к лучшим образцам «нарышкинского барокко». Атмосферу величия церкви создают колонны коринфского ордера и изящные окна, а также тандем красного и белого цветов.

А вот самое большое сооружение этого архитектурного ансамбля — это Певческие палаты, расположенные напротив Лопухинских палат.

Кстати, своего наибольшего расцвета Новодевичий монастырь достиг при Борисе Годунове, который окружил это место мощными стенами высотой 13 метров и шириной 3 метра. Не без участия Годунова в этом архитектурном комплексе появились специальные помещения для стрельцов — стрелецкие караульни.

И конечно, отдельного внимания заслуживает знаменитая Напрудная башня, в которую была заточена царевна Софья, организовавшая стрелецкий бунт против Петра первого. Говорят, что если прикоснуться к ее стенам и загадать желание, то оно обязательно исполнится.

По иронии судьбы, именно при регентстве Софьи произошло обновление Новодевичьего монастыря, который обрел черты московского барокко с его пышностью, красотой и помпезностью. Масштабная реконструкция монастыря, сопровождающаяся появлением стенной башни, колокольни, а также надвратных цервей Преображения и Покрова и церкви Успения  приходится на 1680-90е годы.

Однако вернемся к судьбе Сергея Бондарчука.

Как вспоминал на страницах книги Ольги Палатниковой оператор Анатолий Петрицкий, подготовка к съемкам киноэпопеи «Война и мир» велась под руководством боевых генералов и крупных военных историков. Не осталось в стороне от запуска этого крупного кинополотна и Министерство обороны СССР, которое предоставило в распоряжение съемочной группы огромное количество коней и целые воинские подразделения. Так, специально для съемок фильма был создан кавалерийский полк, состоящий из 1 500 всадников.

Помощь в создании экранизации романа-эпопеи съемочной группе оказали 58 музеев страны, около 40 предприятий занимались изготовлением реквизита для съемочного процесса. Всего же специально для создания картины Сергея Бондарчука было изготовлено 9 000 костюмов, 200 000 пуговиц, 12 000 киверов.

После выхода фильма на экраны Сергея Бондарчука ждал грандиозный успех. Итальянская компания тут же предложила ему экранизировать другую историю, связанную с Наполеоном, под названием «Ватерлоо».

Вообще, удача сопутствовала Бондарчуку практически всю жизнь. И это касалось не только творческой сферы. Кстати, Сергей Федорович прекрасно рисовал. Хотя сам про себя говорил, что ему никогда не дотянуться до Леонардо да Винчи. Но, тем не менее, живопись приносила ему душевное успокоение и радость.

Повезло ему и в личной жизни. Со своей супругой Ириной Скобцевой Сергей Бондарчук прожил больше 35 лет, вместе они преподавали на актерской кафедре ВГИКа.

Роковой съезд

Переломный момент в судьбе Сергея Бондарчука наступил после исторического пятого съезда Союза кинематографистов, прошедшего в 1986 году в Кремле. После провозглашения курса на перестройку и гласность новые веяния коснулись и кинематографа. Художники и страна жаждали перемен. И они не заставили себя долго ждать.

На том историческом съезде был затронут ряд важных вопросов, например, упразднение цензуры, возможность автономного существования независимых студий. Также шансы увидеть свет получили картины, которые ранее были положены на «полку». Режиссеры стали поднимать «фривольные» темы, которые когда-то замалчивались. Например, в 1988 году настоящую революцию в кинематографе произвел фильм «Маленькая Вера», ставший символом перестроечного кино. В этой ленте впервые был показан половой акт. Но проблематика фильма Пичула, конечно, была гораздо шире…

Кадр из фильма «Маленькая Вера»

Однако мы отвлеклись от основного вопроса. Возможно, перемены, затронувшие сферу кинематографии, оказались к лучшему. Но ряд нововведений затронул, прежде всего, человеческий фактор. И главный итог пятого съезда — снятие Сергея Бондарчука с должности секретаря правления Союза кинематографистов, которым он руководил с 1971 года. Переизбрание сопровождалось едва ли не травлей Бондарчука, Ростоцкого, Льва Кулиджанова и других режиссеров, не относящихся к либеральному крылу. Как вспоминали очевидцы того съезда, когда вдруг ставшие опальными режиссеры поднимались на трибуну, их выступления сопровождались агрессивными выкриками, шиканьем, хохотом и топотом. Самого Бондарчука обвиняли в приверженности партийной идеологии, официозе и кумовстве.

Как вспоминала Наталья Бондарчук, после окончания съезда Сергей Бондарчук предсказал развал Советского Союза и падение культуры. Дочь режиссера писала, что на самом деле он очень тяжело переживал сложившуюся ситуацию. И когда в одной из газет, описывающих травлю Бондарчука, его сравнили с дохлым львом, а тех, кто на него нападал, с собаками, он сказал своей дочери: «Знаешь, я прочел эту статью в самолете и захотел выйти в открытый космос».

После злополучного съезда Бондарчук стал на несколько лет безработным, и его даже «ушли» из вгиковской мастерской. Он был лишен всех тех привилегий, которыми пользовался почти на протяжении всей жизни.

Большие надежды Сергей Бондарчук возлагал на съемки совместного российско-итальянского фильма «Тихий Дон» по роману Михаила Шолохова. Но деньги на съемки неожиданно закончились… И в результате картина была доснята только в 2006 году, уже после ухода из жизни Сергея Бондарчука. Все эти ситуации, начиная со съезда, конечно, значительно подорвали здоровье Сергея Федоровича. И вскоре после вышупомянутых событий, он ушел из жизни.

Поделитесь этим:
VKOdnoklassnikiFacebookTwitter

9 Comment

  1. Кругом на экране одни БЕЗДАРНОСТИ снятые такими же бездарностями…Просто мрак.!!! Расчетливые дельцы, хапуги и проходимцы,а финансируют их так называемое» творчество» оч.часто из бюджета,т.е из кармана телезрителей, не спросив на то нашего согласия. А то современное иностранное кино,которое нам предлагают вообще рассчитано на узколобых дебилов,что наглядно говорит об уровне «культуры» на загнивающем, в прямом смысле, Западе. Когда смотришь сейчас наше кино 50-60-70 годов просто поражаешься и красоте актеров, и красоте сюжетов, и широте взглядов и просто общему качеству этого выдающегося искусства из искусств!..

    1. Я тоже с Вами согласна. Хотя я 1987 года рождения, мне больше нравятся старые фильмы. Хотя и среди новых тоже иногда встречаются хорошие

  2. И сидел еще один лохматый гений,
    Тот, которого поймут через века
    Он все плакал возле Клавкиных коленей
    И бессвязно материл Бондарчука
    (Леонид Филатов)

  3. Первый советский фильм, который получил Оскара — это совсем не Война и Мир Бондарчука. Это документальный фильм «Разгром немцев под Москвой». Он получил Оскара как лучший зарубежный фильм 42 года…

  4. Другой наш оскароносец — В.Меньшов комментируя то как к нему стали относится сказал так — «После «Оскара» я понял что удача -это когда тебя не любят враги -а успех -это когда тебя начинают ненавидеть друзья»(дословно)

  5. Бондарчук — эпоха в советском кино. Но была бы эта эпоха без привилегий? На его фильмы работало пол-страны. Так что тут разобраться надо: привилегии родили эпоху или наоборот?

    1. Кроме «Войны и мира» что такого сверхзатратного снял Бондарчук по-Вашему?

      1. Если не видите ничего ЗНАЧИТ И НЕ НУЖНО ПЫТАТЬСЯ . Если слепой не видит света это не значит что кругом мрак!!! Мрак в голове…. ВАШЕЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.