Как только влияние гаджетов стало настолько масштабным, люди принялись винить смартфоны, интернет-сети и прочие блага современности во всех бедах. Начиная от ожирения и заканчивая глобальной «деградацией» человечества. Так ли это на самом деле, великие умы мира сего все еще спорят.
Эта статья – непосредственно о влиянии гаджетов на детей. Как, и нужно ли дозировать внимание чада к планшетам, смартфонам и прочим устройствам этого плана, или стоит и вовсе максимально оградить ребенка от современных девайсов?
Важно знать меру
Умеренное пользование ребенка гаджетами не несет опасности в развитии. Но умеренность – расплывчатое понятие. Для каждой ситуации и каждого ребенка, родители сами устанавливают нормы контакта с гаджетами, будь то мультики на ютубе, или развивающие игры. Только вот есть что-то, чего взрослые не учитывают. Родители также должны соблюдать нормы использования гаджетов. Приведу банальный пример.
Родители не дают своему чаду смотреть мультики во время еды, апеллируя фактом, что это вредно (что верно), но при этом, пока ребенок ест, один из родителей, смотрит в гаджет (по любой причине) или крутит его в руках.
Конечно же, современные родители пользуются гаджетами и чаще всего имеют несколько приборов под рукой. Ребенку можно не показывать мультфильмы и не рассказывать о том, что с помощью «этой вот дощечки» можно играть в игры. Давно доказано специалистами в области психологии, да и наблюдательными родителями, что дети достаточно рано начинают подражать взрослым и перенимать их стиль общения, интонации и прочее. Конечно же, от них не может укрыться такое частое появление гаджета в руках у взрослых. Использование оного просто даже из наблюдения за старшими становится нормой. В приведенном выше случае привычка есть без гаджетов у ребенка не выработается, поскольку он будет видеть обратный пример и каждый раз настаивать на контакте с каким-либо девайсом за едой.
Рекомендации для родителей
Итак. Ученые нашли максимально удобоваримый вариант для того, чтобы минимизировать ущерб от контакта ребенка с гаджетами. Речь идет о детях, которым не нужны девайсы для обучения или контакта со сверстниками:
- Нужно установить график использования гаджетов ребенком и стараться тоже максимально его поддерживать. Одно из главных правил – прием пищи без просмотра мультфильмов или игр.
- Очень полезно устраивать «день без интернета». Все мы понимаем, как важно сейчас оставаться на связи, особенно взрослым. Поэтому стоит выбрать для этого нерабочий день и обойтись лишь мобильной связью.
- Стараться контролировать контент того, что транслирует для ребенка девайс. Контролировать смысловую нагрузку и полезность игр, а также видеороликов.
- Стараться чаще предлагать интересные занятия без гаджетов с вашим непосредственным участием. Как показали исследования, детям дошкольного возраста и ученикам младших классов интереснее активность с родителями, чем просмотр мультфильмов. Прогулки на природу, встречи с друзьями, игры в «кухню», «дочки-матери», походы по музеям, кинотеатрам и прочие приключения вызовут у детей больший ажиотаж, и ребенок сам отложит планшет.
Всего лишь эти четыре шага значительно сократят негативное влияние гаджетов на развитие вашего ребенка.
Какой контент нежелателен для ребенка?
Речь пойдет о видеоконтенте, потому что дети все меньше читают. Практически любую информацию можно найти в формате видео. Появляется все больше и больше стриминговых платформ и видеохостингов, на которых дети сами участвуют в создании разного рода контента. Что же касается игр – они есть на любой вкус и являются развлечением. Вред игры могут приносить только в случае чрезмерной затраты внимания и времени ребенка.
Ученые определили, что обучающие детские передачи для маленьких детей никак не ускоряют их развитие, но и не затормаживают его. Поэтому пользу подобных видео рассматривать мы не будем. Помимо контента, не подходящего по возрастному цензу, вот несколько разновидностей не полезного для развития детей «детского» контента:
- Маленьким детям нравится яркая картинка, игрушки, наряды в видео. Такие ролики чаще всего являются рекламными, и это само по себе не несет ничего положительного для детей.
- Также из нежелательного для маленьких детей видео-контента – маленькие стримеры и просто стримы игр. Игры, которые обозревают в подобных видео, просты, а сами ролики не имеют сюжета и не несут информационную нагрузку. Такой контент рассеивает внимание. Как показали исследования, подобные видеоролики могут только усугубить СДВГ.
- Следующая разновидность нежелательного контента получила название одного из каналов – Трум-Трум. Это масса так называемых «лайфхаков» и «пранков». Нужно ли сейчас описывать негативные эффекты от просмотра видео, в котором предлагается «подшутить над окружающими»? Думаю, здесь и так все понятно. С лайфхаками все проще. Маленькие дети не стремятся воспроизвести их, и контент становится просто бессмысленным. Дети же постарше могут нанести вред себе или окружающим.
На самом деле видео-контента подобного рода в интернете большое количество, и задача родителей служить неким фильтром для того, что смотрят их дети, поскольку доступ в интернет сейчас настолько свободен, что проще выйти во всемирную сеть, чем из дома.
Дети приобщаются к современным технологиям чуть ли не с самых пеленок. Этого мы изменить не в силах, как и остановить прогресс. Но со своей стороны мы просто обязаны минимизировать негативное влияние гаджетов на своих детей. И, поверьте, нам это по силам. Берегите себя и своих близких.