Новости

Шпалеры и гобелены: удивительная история безворсовых ковров

Безворсовые ковры с удивительным рисунками, хранящиеся почти во всех художественных музеях мира, обычно привлекают куда меньше внимания, чем живописные полотна. Здесь сказывается и общее несколько пренебрежительное отношение к предметам прикладного искусства, и небольшая известность шпалер у широкого зрителя. Между тем, многие декоративные ковры заслуживают куда более внимательного отношения к себе.

Автор статьи: Анна Бабина


Из истории шпалер

Термины «гобелен» и «шпалера» чаще всего считают синонимами, но это не совсем верно. Два этих понятия соотносятся примерно так, как понятия «ксерокс» и «копировальный аппарат», то есть наименование французской мануфактуры Гобеленов было ошибочно распространено на все без исключения безворсовые ковры.

Ковры времен расцвета шпалерного искусства представляют собой настоящие шедевры: это были картины, выполненные непростым способом — переплетением разноцветных нитей, изготовление которых могло занять не один год.

Безворсовые ковры были известны еще в античные времена, но настоящую популярность приобрели в средневековье, когда помимо декоративной функции несли еще и утилитарную — сохраняли тепло и скрывали трещины и плесень на стенах в холодных замковых залах. Безворсовые ковры Средневековья были относительно примитивными, с гротескными, а порой откровенно смешными рисунками. Но, зная, какой труд затрачивался на плетение одного ковра, невозможно не обратить на них пристальное внимание.


Читать похожие статьи:


Расцвет шпалерного искусства

Первыми мастерами шпалерного искусства справедливо признавались жители современной Бельгии. Именно там появились «вердюры» — безворсовые ковры с изображением животных и растений. Со временем рисунки на шпалерах стали только усложняться.

Именитый мастер-живописец рисовал так называемый «картон» — картину в натуральную величину, которая помещалась за спиной ткачей. На станке у каждого ткача находилось зеркальце, развернутое таким образом, чтобы он видел в нем только свой маленький кусочек «картона» в виде цветового пятна, который он и воспроизводил путем переплетения нитей основы и утка.

За год мастер мог выполнить не более 1 квадратного метра полотна, поэтому приобрести гобелен могли исключительно состоятельные заказчики.

Первопроходцем французских шпалер стала королевская мануфактура Гобеленов, поэтому это слово прочно вошло в европейский обиход. Мануфактура Гобеленов поставила производство безворсовых ковров на поток, разнообразив сюжеты и цветовую гамму.

Существовало целое направление гобеленового искусства, которое имело целью обмануть зрителя, выдав гобелен за живописное полотно. Для этого по краям ковра имитировалась объемная богато украшенная рама, а на полотне выполнялись «мазки кистью».

Использование гобелена в интерьере

В Средние века шпалеры были универсальным предметом. Шпалерные занавеси разгораживали помещения, закрывали стены, служили балдахинами и пологами, даже путешествовали вместе с хозяевами, становясь материалом для шатров.

В нынешнем интерьере так называемым гобеленовым тканям тоже найдется место. Разумеется, заказывать гобелен ручной работы для использования в утилитарных целях дорого и не вполне разумно, но выполненные из гобеленовой ткани покрывала, чехлы для подушек, обивка и чехлы для мебели смотрятся очень выигрышно, придавая помещению элегантный и уютный вид.


Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!

Поделитесь этим:
VKOdnoklassnikiFacebookTwitter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.