Новости

Вечная любовь Данте Алигьери и архитектура эпохи Возрождения

Ему было 9 лет, когда он узнал любовь, а ей 8, и звали ее Биатриче или Биче, как он ее ласково назвал. Речь идет о Поэте эпохи Возрождения Данте Алигьери и его возлюбленной, дочери зажиточного горожанина Фалько Портинари, жившего по соседству с семейством Алигьери.  

Автор статьи: Ольга Храбрых


«С той самой минуты, как я ее увидел, любовь овладела моим сердцем до такой степени, что я не имел силы противиться ей и, дрожа от волнения, услышал тайный голос: вот божество, которое сильнее тебя и будет владеть тобою», — говорил создатель «Божественной комедии» о своей неугасимой страсти.

То ли девушка, то ли виденье

Родился Данте во Флоренции в 1265 году и был крещен в церкви Святого Джованни.  О его родителях нет почти никаких сведений, но происходил он из знатного и богатого флорентийского рода. Хорошего образования Данте не получил.  Кроме того, известно, что Данте обучался в Болонье и, несомненно, был разносторонне интеллектуально развитым  человеком. Видимо, он обучался самостоятельно, постоянно усовершенствуя свой ум и душу.

А душа у поэта была непостижима, тонка и сложна. Любовь вспыхнула с одного взгляда и  вся его последующая жизнь, вся поэзия и его помыслы оказались связанными только с ней.

Реальная Беатриче была другая, не такая, какой Данте ее придумал. Жительница богатой Флоренции, она была вполне земная, и интересовали ее вполне земные радости. Как и все девушки ее круга, Беатриче мечтала выйти замуж за богатого человека, а перспектива стать женой поэта ее не устраивала. Но благодаря Данте Алигьери ее имя оказалось прославлено и увековечено. Данте было достаточно увидеть, как она идет по улице, кланяется ему, обаятельно улыбаясь, чтобы он почувствовал себя счастливым.

Кстати, что же из себя представлял архитектурный облик города, по которому гулял Данте, мечтая увидеть свою Беатриче?


Читать похожие статьи:


Архитектура эпохи Ренессанса

Прежде всего, итальянское возрождение характеризовалось интересом к Античности и ко всему классическому. Это проявлялось и в архитектуре, и в оформлении интерьеров. Архитекторы стремились к совершенству, к математически точным рассчитанным пропорциям, к гармонии и красоте.

 

Здания эпохи Возрождения, как правило, отличались симметричной прямоугольной формой. Одним из характерных приемов архитектуры того времени являлся неф — это когда часть интерьеров имеет вытянутую форму. Такой неф был характерен преимущественно для храмов, ну и для светских помещений, конечно. Например, трехнефный зал имелся в помещении библиотеки монастыря Сен-Марко во Флоренции. В такие церкви с нефами, наверняка, заходила и Беатриче. Сейчас же подобные нефы мы видим на станциях московского метрополитена.

Огромное значение в эпоху Возрождения придавалось оформлению фасадов здания, увенчивающегося фронтонами. Это завершающая часть фасада помещения, которая ограничивается двумя скатами крыши с основанием в виде карниза.

Кроме того, в период Ренессанса получили распространение ордеры, характерные для Античности. Это так называемая стоечно-балочная система, состоящая из вертикальных частей (колонны, пилястры) и горизонтальных. Чаще всего такой элемент использовался как украшение стен.

 А что касается планировки городов в целом, то она существенно не меняется по сравнению с предыдущими периодами. Однако в населенных пунктах появляются малые архитектурные формы, например, садовые скульптуры. Сооружаются каналы для водоснабжения, борьбы с паводками. Вдоль улиц растягиваются аркады.

Бессмертная Муза

Однако вернемся к любви. Как-то Данте видит сон, как бог любви отдает его сердце «даме в вуале», и 18 летний поэт  пишет очередной сонет о своих чувствах.

Как-то он адресовал сонет другой даме. И тут же, призвав на помощь богатое воображение, придумал целую историю о том, что Беатриче обидел его поступок, и  при встрече она не ответила на его поклон.

Данте не мог знать, читает ли вообще она его стихи. За всю жизнь Данте не заговорил ни разу с объектом своего обожания. Такое поведение характерно для влюбленных в «образ» людей, нередко они разыгрывают в голове целую драму. «Облеченная в скромность, — говорил поэт,— сияя красотой, шествует она среди похвал, будто ангел, сошедший на землю, чтобы явить миру зрелище своих совершенств. Ее присутствие дает блаженство, разливает отраду в сердцах. Кто ее не видал, не может понять всей сладости ее присутствия». Чистая, высокая любовь дает изумительную силу для творчества и жизни Данте. Благодаря Беатриче он воспарил над обыденностью и обрел свою музу, вдохновляющую его на создание гениальной поэзии. «У меня не было другого учителя  в поэзии, кроме себя и самой могучей наставницы — любви», — говорил он.

В январе 1287 года его Биатриче выходит замуж  за Сисмон-ди Барди, а  вскоре 9 июня 1290 года умирает в возрасте 23 лет. Только поэзия, в которую Данте  влюблен еще более страстно, помогает пережить эту утрату. Так в 1292 году он пишет книгу «Новая жизнь»  в стихах  и прозе, об утрате и любви. Позже он создаст произведение всей своей жизни — «Божественную комедию», и там образ любимой также будет запечатлен.

Отдав общественный долг, Данте все же женился на  Джемме Донати. От этого брака у него родилось трое детей: двое сыновей, Пьетро и Якопо, и дочь Антония.  По-видимому, брак  был заключен без любви, нечто вроде делового соглашения.  В этот период жизни он увлекся политикой, участвовал в вооруженных столкновениях, был членом Совета ста. В 1302 году за неповиновение папе был приговорен церковью к сожжению и конфискации имущества. Поэт бежал из Флоренции, в которую уже никогда не возвращался.

Умер Данте в возрасте 56 лет от лихорадки. Во Флоренции, кстати, существует церковь Данте и Беатриче.


Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!

Поделитесь этим:
VKOdnoklassnikiFacebookTwitter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.