«Хочешь большой, но чистой любви? А кто же ее не хочет? Тогда приходи, как стемнеет на сеновал. А я не одна, я с кузнецом приду». Кто не слышал этот искрометный диалог из комедии Марка Захарова «Формула любви»? Блистательный сценарий к фильму, в основу которого легли некоторые сюжетные линии из романа Алексея Толстого «Граф Калиостро», написал известный драматург Григорий Горин. И благодаря его усилиям роман с инфернальным оттенком превратился в комедию плутовства.
Подлинная история графа Калиостро
В 1921 году свет увидело новое произведение Алексея Толстого с не очень притягательным названием «Лунная сырость», рассказывающее о графе Калиостро. В нем, как бы это сейчас сказали, он троллил тогдашнее модное увлечение высшего света теософской литературой. И конечно, ярко живописал похождения неистового графа Калиостро.
Исторические источники свидетельствуют, что граф родился на Сицилии, в семье торговца сукном. И уже с самого детства отличался несносным характером. В юности начал промышлять мошенничеством, проворачивал разные аферы, в чем ему помогала жена Лоренца.
Правда, первые годы авантюры были обречены на провал, и иногда заботливой супруге даже приходилось вытаскивать благоверного из долговой ямы, расплачиваясь за его долги своим же собственным телом.
Но очень скоро аферы стали приносить результат. Оно и не мудрено, хитрый Калиостро спекулировал на интересе народа ко всему мистическому. Например, обещал изобрести эликсир вечной молодости, заряжал живую воду и готовил приворотное зелье, с помощью которого можно было завоевать любого мужчину. А уж каким магическим образом граф Калиостро действовал на женщин, которые просто с ума сходили от одного его взгляда.
Неудивительно, что этого демонического плута охотно принимали в лучших домах Италии, Франции и Англии, интерьерами которых он был просто заворожен.
Кстати, в то самое время плутовства Калиостро как раз зарождалась мода на итальянский классицизм. А в Европе меж тем начался бум социального строительства: возводились не только жилые дома, но и школы и больницы. Концепция классицизма заключалась в том, чтобы возвратиться к идеалам античности с их воспеванием помпезности, строгости, гармоничности, монументальности.
Да и интерьеры были под стать. Дома украшались мебелью из ценных пород дерева, изящной лепниной, на стенах висели дорогие гобелены, длинные окна открывали роскошные виды. Мог ли господин Калиостро устоять перед всей этой красотой? Разумеется, нет.
Такие посещения с гаданием на воде в жизни Калиостро продолжались до тех пор, пока не пришла пора сматывать удочки, и авантюрист не отправился в Россию. Там его охотно стали принимать при дворе Екатерины второй, но недолго музыка играла. После того как Лоренца связалась с князем Потемкиным, а ее супруг неудачно воскресил сына князя Гагарина, паре авантюристов пришлось вернуться обратно.
Уже на Родине графа арестовали, и он закончил свои дни в одиночной камере замка Сен Лео.
Как снимался фильм «Формула любви»
А Марк Захаров вместе с Григорием Гориным, вдохновившись историей Калиостро, написали о нем сценарий. По сюжету комедии «Формула любви» молодой помещик Алексей мечтает оживить статую Прасковьи Тулуповой, в которую влюбился беззаветной любовью. И тут он узнает о том, что неподалеку от поместья застряла карета легендарного графа Калиостро, который отправляется в Россию в сопровождении своей спутницы Марьи Андреевны и двух его помощников. Но не захочет ли Алеша изменить Судьбу?
В фильме задействован был задействован большой состав звездных актеров: Александр Абдулов, Семен Фарада, Александра Захарова, к которой режиссер, кстати, очень строго относился и долго сомневался, стоит ли брать ее в фильм.
Однажды уже после презентации картины кто-то спросил у Марка Анатольевича, мол, откуда, взяли такую замечательную сенную девку. На что режиссер спокойно ответил: «Я ее родил».
А вот на роль графа Калиостро был выбран грузинский актер Нодар Мгалобашвили. В тот год актер приехал на гастроли в Москву в составе своего театра. Он сыграл Яго, чем окончательно покорил Марка Захарова. Как вспоминал артист, после первого акта к нему в гримерку пришел сам Марк Анатольевич вместе с тогдашним министром культуры Грузии Теймуразом Бадурашвили. Марк Захаров протянул Нодару сценарий со словами: «Вот сценарий с вашей ролью», на что Мгалоблишвили сказал, что говорит на русском языке с акцентом и не подойдет для столь ответственной миссии. Но в итоге Марк Захаров уговорил его, сказав, что его озвучит Армен Джигарханян. И Мгалобишвили согласился и благодаря своей энергетике и мужской харизме покорил женские сердца. Также зритель узнал артиста по роли в сериале «По имени Барон». Но старшее поколение запомнило именно «Формулу любви».
Съемки проходили в селе Авдотьино — бывшей усадьбе известного общественного деятеля и просветителя 18 века Николая Новикова, сцены в доме Федяшева — в усадьбе деревне Ляхово, неподалеку от маленького подмосковного городка Барыбино.
Кстати, об усадьбах. Действие фильма ведь как раз происходит в русской усадьбе. Какие же интерьеры преобладали в то время? Вообще, название «усадьба» происходило от двух слов «сажать» и «садить». Усадьба — это архитектурный комплекс, куда входила загородная постройка, разные хозяйственные помещения и роскошный сад.
Вообще, усадьбы делились на два типа: боярские или купеческие, появившиеся в 17 веке, и помещичьи, которые приобрели известность в 19 – начале 20 веков.
Читать статьи на другие темы:
- Блеск, нищета и интерьеры крепостного театра
- Второе рождение чайных сервизов
- Рококо — торжество излишеств
- Кто сегодня строит замки: замковая архитектура 21 века
- Мейсенский фарфор — посуда или произведение искусства?
- Украшаем кухню декоративными тарелками
- Гений керамики, благодаря которому Екатерина Великая «путешествовала» по Британии
Как правило, дома в усадьбах строились в классическом стиле. Во внешнем архитектурном облике помещения преобладали белые или синие цвета. В доме насчитывалось не более двух этажей, обязательно было установлено широкое крыльцо или терраса. Кроме того, в усадебных интерьерах преобладало обилие текстиля, дощатый пол, деревянная мебель и незамысловатая отделка.
В основном актеры обустроились в общежитии. Но потом они рассосредоточились по домам местных жителей. Это было очень веселое время, вспоминали представители съемочной группы. Александр Абдулов устраивал массовые рыбалки, Татьяна Пельтцер и Леонид Броневой резались в преферанс.
Когда фильм вышел на экраны, его мгновенно растащили на цитаты, которые с удовольствием вспоминаются до сих пор.