Передвижение многотонного дома — для неискушенного человека такая затея может показаться сюрреалистичной. Между тем, уже в средних веках применялись весьма успешные попытки по изменению расположения статичных архитектурных сооружений.
Автор статьи: AVE
Трудоемкий процесс обретает «второе дыхание» во время индустриализации в США начала XX века, которая знаменита не только возведением небоскребов-рекордсменов, но и гораздо более изысканными конструкторскими решениями. Сегодня мы расскажем о достижениях отечественных энтузиастов, благодаря которым была спасена оригинальная архитектура улицы Горького в Москве. Итак, как проходила реконструкция в Москве?
Процесс генеральной реконструкции московского городского ландшафта был запущен в 1935 году, а его потребность назрела и того раньше. Индустриализация обеспечила массовый приток переселенцев из села в город, из-за этого изменились и городские ритмы. Прежняя, размеренная жизнь уходила в прошлое, уступая место всеобщей стройке нового мира. Город нуждался в большом количестве многоквартирных домов, широких улицах и развитой инфраструктуре. За улучшение «жилищных условий» город должен был заплатить своим историческим обликом. Однако нельзя сказать, что архитекторов совсем не беспокоило сохранение наследия предков.
Разумеется, большая часть сооружений отправилась под снос — самый простой и проверенный способ расчистки места. Но некоторые здания, особенно исторически ценные, на самом высоком уровне решено было перенести — оригинальное конструкторское решение личной подписью одобрил сам Сталин. После таких рекомендаций проект был обречен на успех. В своей работе советские мастера опирались на проверенный опыт американских коллег, дополнив его собственными идеями с применением современной техники. Мероприятие обещало получить грандиозных размах, хотя для тогдашних рабочих это была лишь крупица в деле масштабного преображения всей страны.
Читать статьи на похожие темы:
- Скоро от Берлинской стены ничего не останется. Ее уже распродают по частям на аукционах
- Коллаборация BMW и The North Face: невероятный дом на колесах
- Из-за кризиса недвижимости в Англии в Букингемский дворец хотят вселить 50 000 человек
- Самая высокая статуя достроена в Индии!
- Картофельные очистки — строительный материал
- Тушить пожар вазой возможно? Корейцы покажут!
- Власти Дании собираются построить самый большой искусственный архипелаг из почвы, оставшейся после строительства метро
- Узкий дом: как уместить всю жизнь в 2,5 метра
- Все о патио на даче: как организовать место для летней сиесты
- 5 альтернативных газонов, за которыми не придется ухаживать
Первое условие, которое гарантировало зданию новую жизнь — наличие нового места. Как правило, оно выбиралось в глубине квартала, где раньше располагались менее ценные постройки. После расчистки площадки начиналось самое интересное — многотонную конструкцию нужно было перенести на несколько десятков метров, и надежно «посадить» на свежий фундамент. Любой человек, который хотя бы в общих чертах разбирается в архитектуре, представляет себе, насколько передвижение домов — сложный и кропотливый процесс. Ведь после завершения строительства каждое здание «привыкает к месту» — дает усадку. Это самый ответственный период, позволяющий наглядно оценить мастерство строителей. А в случае с переносом это испытание предстоит провести еще раз — с возможными трещинами, сколами и прочими «радостями фасада».
Загляните и сюда!
Исполнять задуманное было доверено метростроевцам — специалистам, проверенным в реализации передовых архитектурных проектов. Одной из самых сложных задач при реконструкции в Москве было отделение конструкции от старого фундамента, на котором дом надежно стоял многие годы. Для этого применялись специальные резаки, позволяющие отделить фундамент с наименьшим ущербом. Теперь здание нужно было приподнять — множество тросов и домкратов отрывали его от старой основы, позволяя рабочим поставить дом на рельсы. Колея выступала в роле направляющей, которая и определяла, куда будет двигаться многотонная конструкция — и таких направляющих для каждого дома могло быть более десятка!
Здание в буквальном смысле устанавливалось на несколько подвижных площадках, которые передвигались по рельсам. Как только вес конструкции был равномерно между ними распределен, дом приходил в движение — тягачи перемещали его на новое место, где уже поджидала площадка со свежим фундаментом. Установить дом на новую основу гораздо сложнее, чем отделить его от старой — ведь на этот раз речь идет о многолетнем испытании на прочность! Обычно архитекторы предусматривают постепенное наращивание массы сооружения — с каждым этажом, с каждым блоком и кирпичиком. В случае с передвижением дома такая схема не работает — нужно сразу рассчитывать на огромную массу готовой конструкции.
Переносы зданий во время реконструкции в Москве обычно происходили ночью. Это не затрудняло городскую жизнь и минимально шокировало неподготовленную публику. Самое удивительное, что некоторые дома передвигались вместе со своими жителями! Работа была настолько филигранной, что люди спокойно спали в своих постелях, а утром с удивлением оценивали новый вид из окна. Благодаря подобным передвижениям внешний вид столицы постепенно преображался, оставаясь при этом узнаваемым.
Завершая этот рассказ, невозможно не упомянуть одного из идейных вдохновителей и руководителя «московской перестановки» и всей рекнострукции в Москве — гениального советского инженера-строителя Эманнуила Генделя, который специализировался не только на перемещении, но и на выравнивании сооружений. Благодаря усилиям его конструкторской группы, Москва смогла сохранить старинную архитектуру, которая и сегодня привлекает туристов и радует местных жителей.
Благодарим за предоставленное видео http://www.youtube.com/user/tarassof
Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!
Такая работа на уровне фантастики. Спасибо вам за статью. Жалко, что правило 40 лет работает. По прошествию этого времени участников событий как правило уже нет, свидетелей тоже. Бывает, что и зания с технологиями таких работ теряют. В общем никто уже ничего не помнит. Остаются только рассказы на уровне одна бабка сказала. Сейчас читаю, смотрю, не верю. А ведь в Союзе были сняты два фильма, где обыграли тему передвижения зданий «Шумит городок» 1939, «Новая москва» 1938. Интересно, что в США на рубеже 1930 годов занимались этим же. Снова соперничество между двумя странами) Фотографии, это потрясающие) Ещё раз спасибо)