Лайфхаки

Сказочный король в сказочном замке

Людвиг II Отто Фридрих Вильгельм Баварский, если и не самый странный король в Истории человечества, то уж в пятерку самых странных входит точно. Сложно представить себе короля более не подходящего для трона, чем этот сказочный король. Он остался в Истории только благодаря романтическим замкам, на которые тратил баснословные суммы. За что и поплатился. Правда народ его обожал, а замки, став туристическими объектами, приносят теперь стране колоссальные доходы.

Любовь к сказкам Людвиг II получил в наследство. Его род берет свое начало от Пипина III и Бертрады Лаонской, в чьем романтическом союзе был рожден Великий Карл Завоеватель. С каждым новым представителем этой старейшей династии мир приобретал новый романтический сюжет, транслируемый затем на разные лады в литературе и искусстве. Была тут и добропорядочная юная вдова Людмила, сумевшая хитроумнийшим образом женить на себе одного из представителей великого рода. И тайная любовь герцога Альбрехт III и Агнессы Бернауэр, в результате которой жестокосердный отец герцога обвинил девушку в колдовстве и жестоко расправился с ней. И история отважного «голубого короля», получившего свое прозвище за приверженность голубому баварскому мундиру. Дед Людвига вынужден был отречься от престола из-за адюльтера с английской танцовщицей, выдававшей себя за испанку, и требовавшей у короля  Баварии деньги, титулы и гражданство. И отцу Людвига пришлось вступить на престол, несмотря на то, что он охотнее занял бы должность профессора в одном из немецких университетов, чем королевский трон.


Читайте статьи на похожие темы:


Как-то в альпийском районе Швангау (Schwangau) на холме рядом с горным озером Швангау (Schwangau) Максимилиан II приобрел живописные развалины древнего замка 12 века и построил здесь свою резеденцию — романтический замок Хоэншвангау.

 

В качестве мотивов для оформления замка использовались исторические сюжеты, древние мифы и легенды — о королях и императорах, рыцарях и викингах, героях «Песни о Нибелунгах». Людвиг II провел в замке отца все свое детство и юность. Ему специально выписали Ганса-Христиана Андерсена, чтобыон рассказывал юному монарху сказки, свои и чужие. Будущий монарх не только воспитывался на этих сказках, он в жил внутри них. Не удивительно, что всю свою жизнь он мечтал только об одном — никогда не покидать сказочные сюжеты, которые были для него более реальными, чем окружающая его жизнь.

  

В 18 лет, после смерти своего отца, он взошел на трон. Его называли самым красивым королем Европы. Влюблен он был всего раз. В самую красивую женщину Европы.

 

В австрийскую императрицы Елизаветы, свою кузину Сиси. Они были очень похожи! Мечтательные, замкнутые, так до конца и не понятые окружающими их людьми. Оба оказались несчастливыми, и оба страдали от своих сложных характеров всю свою жизнь. Но вместе они были счастливы, ведя долгие беседы о сказках, легендах, музыке. Но Сиси была замужем…

Как-то Людвиг услышал Рихарда Вагнера. И бы поражен. Возможно самой музыкой, возможно сюжетами опер, для которых она писалась. Или сочетанием любимых сюжетов с мощными крещендо и романтическими пассажами. Белинский в своей статье о разделении поэзии на роды и виды, относил музыку к самому сильному по воздействию на человеку виду искусств. Все остальные виды проникают в наше сознание и вызывают отклик, благодаря деятельности разума. И только музыка действует исключительно на чувства. «Музыка — по преимуществу выразительница внутреннего мира души; но выражаемые ею идеи — неотделимы от звуков, а звуки, много говоря душе, ничего не выговаривают ясно и определенно уму».

Людвиг II любил Вагнера со всею пылкостью своей романтической души. «С самого раннего детства, — писал он композитору, —  вы были, не подозревая о том, единственной моей отрадой, наставником и учителем, лучшим другом, который беседовал с моим сердцем». Он пригласил его ко двору и встал перед ним на колени. Он спас его от долговой тюрьмы, оплачивал его расходы, предоставил в его распоряжение загородную виллу, спонсировал его оперы. По-настоящему знаменитым Рихард Вагнер стал лишь после знакомства со своим добрым гением. О Людвиге композитор говорил: «Он … неслыханное чудо!».
Вагнер писал своему другу доктору Вилле: «К сожалению, король такой блестящий, такой благородный, такой эмоциональный и изумительный, что я боюсь, как бы его жизнь не пропала, как ручеек в песке, в этом жестоком мире. Мне так везет, что я просто раздавлен; только б он жил…»

Он создает музыкальную школу, мечтает построить оперный театр, хочет вернуть ему его античное назначение — преображать искусством души. Приглашает Вагнера в свой новый Лебединый замок — Нойшвайнштайн.

Монсальват

Какая деревня может похвастаться сразу двумя королевскими замками? Причем такими, посмотреть на которые каждый день приезжают тысячи туристов со всего мира! Нойшванштайн (Neuschwanstein) Людвиг построил рядом с замком отца, на соседней скале. Но выглядит он совершенно иначе. Замок Хоэншвангау похож на шахматную туру, случайно оставленную кем-то из великанов посередине зеленого поля. Нойшванштайн строился как декорация к сказкам!

В поэме Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» речь идет о замке в Альпах, скрытом от глаз простых смертных. В этом таинственном замке, Монсальват, хранится священный Грааль. Хранитель святыни Парцифаль, отец Лоэнгрина.

По горному озеру, в лодке запряженной белым лебедем, Лоэнгрин плывет на помощь прекрасной Эльзе… И трагедия бы не случилась, если бы она, как все женщины, не оказалась столь любопытной…

Вы понимаете теперь, почему это замок мог быть только таким, и никаким другим..?

К тому же баварская династия Виттельсбахов, к которой принадлежал Людвиг II, восходит к средневековым рыцарям, чей замок располагался где-то здесь… у Лебединого озера — Шванзее (Schwansee).

Спустя несколько лет, Петр Ильич Чайковский попросил разрешение Людвига II, посетить эти места. В то время он работал над «Лебединым озером». Увлеченный, так же как и сказочный король, музыкой Вагнера, он черпал вдохновение в поэтической красоте этих мест. Так что у Одетты-Одиллии есть совершенно конкретное место обитания.

Основой для плана замка Нойшванштайн стали эскизы декораций, которые театральный художник Кристиан Янк (Christian Jank) подготовил к постановке вагнеровского «Лоэнгрина». В строительстве участвовали архитекторы Эдуард Ридель (Eduard Riedel) и Георг фон Дольман (Georg von Dollmann).

При проектировании также использовались планы средневекового замка Вартбург (Wartburg), ставшего в XIX веке одним из главных символов немецкого романтизма.

Обычно замки строились для демонстрации абсолютной власти и могущества их владельцев. Людвиг строил их из совершенно других соображений…

На возведение Нойшванштайна было потрачено шести миллионов золотых марок. Гигантская сумма! Огромные средства из баварской казны шли и на другие резиденции — Линдерхоф (Linderhof) и Херренкимзее (Herrenchiemsee). Но и ими Людвиг ограничиваться не собирался.

Это стало последним аргументом для отстранения Людвига II от престола под предлогом его «безумия». Еще раньше он вынужден был уступить требованиям правительства, жителей Мюнхена и собственной семье и выслать Вагнера из Баварии. Но он никогда не переставал переписываться с ним и спонсировать его театральные постановки.

В 1866 году началась война с Пруссией. Людвиг всячески старался избежать ее, даже предлагал отказаться от престола. А когда все аргументы были исчерпаны, уехал в Швецарию на встречу с Вагнером со словами: «Для меня этой войны не существует!»

Когда Бавария проиграла в войне, он фактически перестал управлять страной. Жил в своих замках, изредка писал послания и впадал в гнев, когда приходили ответные.

Загадочное убийство

В последние годы своей жизни король все больше и больше становился отшельником. Днем он спал, а ночью отправлялся гулять по горам, где в свете Луны декламировал любимого им Шиллера. Он представлял себя героем легенд и сказок. А в Нойшванштайне в это время зажигали свет, чтобы «лунный король» мог любоваться своим Монсальватом под звездным небом. Но развязка уже была близка…

Еще в 1870 году ему предложили отречься от престола в пользу прусской короны. Людвиг с негодованием отверг это предложение, поскольку хотел видеть Бавария независимой. Оставалась только признать его недееспособным.  В итоге консилиум врачей заочно пришел к выводу, что «Его Величество болен паранойей в тяжелой форме». Была создана государственная комиссия по отстранению его от власти. Он был захвачен в собственном замке в одной из башен, ключи от которой, как уверил его лакей, были утеряны, но вновь нашлись, и король решил проследовать в свои покои через эту башню, где и был скручен и под покровом ночи вывезен из замка. Людвига заключили в замок Берг возле озера Штарнберга.

Никто из знавших короля не верил в его безумие. У него был шанс, он мог обратиться к парламенту, к народу. Вероятно, началась бы гражданская война. Но он не желал кровопролития и просил яду. «Они хотят уничтожить меня. Я еще не знаю, каким образом они это сделают, но я знаю, что это их единственная цель. Я могу быть только настороже, наблюдая за этим завороженный. Я могу только смотреть, как они намыливают веревку, на которой повесят меня».

Его любимая Сиси готовила ему бегство в Вену. Ее вооруженные слуги дневали и ночевали на противоположном берегу Штарнбергского озера. Возможно, именно это ускорило события.

13 июня 1886 года около 18.30 Людвиг отправился на прогулку в замковый парк с профессором психиатрии фон Гудденом. Их тела были обнаружены на мелководье в озере Штарнберг около 23-00 того же дня.

Что там случилось — гадают до сих пор. Смерть короля Людвига II стала самым загадочным убийством 19 века.

«Я загадка. И хочу остаться вечной загадкой. Для себя и для других».

Поделитесь этим:
VKOdnoklassnikiFacebookTwitter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.