Исаму Ногучи (Isamu Noguchi), американский дизайнер японского происхождения, оказал огромное влияние на развитие авангардистского ориентализма и монументально-декоративной скульптуры. Впитавший в себя и восточную, и западную культуру, Ногучи, соединил в своем творчестве традиции обеих направлений. Его называют «лучший дизайнер». Ныне он входит в число 200 лучших художников и дизайнеров 20 века.
Автор статьи: Ольга Храбрых
Лучший дизайнер 20 века — дитя любви Востока и Запада
История происхождения Исаму Ногучи довольно интересна. Его отец, поэт Йон Ногучи, живущий на Манхэттене в Нью-Йорке, познакомился с молодой американской писательницей Леони Гиллмер. Между ними вспыхнули любовные чувства, и вскоре у пары родился сын. Однако семейного счастья не получилось. Отец будущего известного дизайнера вернулся в Японию, оставив свою возлюбленную одну на шестом месяце беременности.
Долгое время Исаму Ногучи не мог определиться, к какой национальной принадлежности все же тяготеет больше. Было очень нелегко сделать такой выбор. Сам дизайнер признавался, что лучше познать себя ему все же помогло искусство. И, конечно, огромное влияние на него оказала мать Леони Гиммлер, которая хотела видеть сына успешным, лучшим, художником. И она же посоветовала ему начать заниматься садовым дизайном.
Один из лучших дизайнеров интерьера Исаму Ногучи обучался своему ремеслу у разных людей: у японского столяра, возводившего дом для его матери и привившего ему уважение к природным материалам, впоследствии брал уроки у американского скульптора Гутзону Борглуму, который, правда, после нескольких месяцев обучения внушил Исаму, что он совершенно бездарен в профессии. Но даже такие обидные слова не сломали молодого человека, и на этот раз он продолжил обучение уже у француза Константина Бранкузи, оказавшего на юношу заметное влияние.
В 1929 году произошло еще одно судьбоносное знакомство Ногучи с американским архитектором и изобретателем Ричардом Фуллером, а также балериной современного танца Мартой Грэхем. Впоследствии он оформит декорации почти к 20 ее балетам. А свою дружбу эти двое талантливых людей пронесут через всю жизнь. Почти 8 лет талантливый дизайнер занимался созданием скульптур и фресок, работая в собственной студии.
Читать статьи на похожие темы:
- Все грани Юсуке Сузуки: от военного фотографа в Алеппо до дизайнера мебели
- Скоро от Берлинской стены ничего не останется. Ее уже распродают по частям на аукционах
- Японцы сходят с ума и превращаются в своих котов
- Русское — значит отличное: лучшие дизайнеры России
- Кристофер Холл: дизайнер, создающий интерьеры для шейхов и восточных королей
- Дизайнер Индия Мадави: та, которая управляет цветом
- От райских садов до рыб: какие стены могут быть в квартире дизайнера обоев
Лучшие дизайнерские проекты
А в 1937 году он разработал абсолютно инновационный для того времени дизайнерский проект — так называемую радионяню. Она представляла собой изображение головы медсестры, в которую был вкручен динамик для мам и пап и ухо с микрофоном, которое записывало все то, что происходило в комнате младенца.
Однако международное признание дизайнер завоевал благодаря оформлению дизайна журнального столика Herman Miller, впоследствии сделанного крупным производителем мебели Германом Миллером. Создавая мебель, организация Миллера, прежде всего, ориентировалась на потребности человека, его удобство и комфорт.
Концепция садовой архитектуры
В 1950 году в полной мере реализуется талант Ногучи в качестве ландшафтного дизайнера. Он разрабатывает проект мемориального комплекса и сада в университете Keio.
А через год реализует дизайн сада для крупной компании Lever Brothers Building.
Ну и конечно, масштабным проектом стала работа над садовым дизайном около штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже.
Сад скульптур Билли Роуза в Иерусалиме
Кроме того, нельзя не добавить в этот список Затонувший сад для библиотеки редкой книги и манускриптов Йельского университета и Сад скульптур Билли Роуза в музее Израиля, в Иерусалиме. И сколько таких проектов в области садовой архитектуры и не только было реализовано Исамой Ногучи.
Японскому саду лучший дизайнер мира Ногучи придавал особое, философское значение, полагая, что сад можно сравнить со скульптурой, выступающей над дневной поверхностью.
В основе концепции садовой архитектуры, по версии Ногучи, лежали привычные постулаты японского искусства, где главенствующую роль играли такие понятия, как пустота и абсолютная наполненность. Дизайнер придавал освободившемуся пространству не менее важное значение, чем заполненности территории. А свои творения называл «узлами пустоты».
Также он считал, что миссия ландшафтного дизайна заключается в том, чтобы показать нераскрытый потенциал ландшафта и продемонстрировать, как человек может взаимодействовать с окружающим пространством. Дизайнер полагал, что появление скульптуры придает садовой архитектуре особый шарм и смысл, словно отображает энергетику пространства.
В конце жизни дизайнер Исаму Ногучи был награжден Национальной медалью искусств. Его вклад в ландшафтный дизайн поистине огромен.