Новости

Вернер Пантон: мастер цвета

Вопрос «быть или не быть» мучил Гамлета, принца Датского. Но перед другим датчанином — Вернером Пантоном (Verner Panton) стояла совершенно иная дилемма. Знаменитому мастеру кислотных цветов, текучих форм и футуристичного дизайна еще предстояло отвоевать место для своих идей и протолкнуть эстетику поп-культуры в интерьер и предметы мебели.

Автор статьи: Светлана


Жизненный путь Пантона

Родился он в 1926 году в маленьком городке Гамтофт, приютившемся на датском острове Фюн. И хоть особых талантов к рисованию в нем никто не замечал, но это не мешало юному Вернеру мечтать о карьере художника. Первый опыт воплощения собственных замыслов парень продемонстрировал в 14-летнем возрасте. Все случилось тогда, когда отец Пантона стал владельцем гостиницы и вознамерился сделать в ней косметический ремонт. Юноша будто ждал этого случая, с которым был получен шанс реализации идей, которые не назовешь иначе, как фантастические.

Учебными заведениями, которые закончил Вернер, стал технический колледж в Оденсе и Королевская Датская Академия искусств (Копенгаген,1947 г.). Во время прохождения практики в архитектурном бюро Арне Якобсена он вызывает двоякое мнение о себе, поскольку талант не вызывает сомнений, но патриарх скандинавского дизайна раздражается по поводу сосредоточенности молодого дарования на собственных идеях. В это время Вернер полностью поглощен работой над стульями Bachelor и Tivoli, материалами для которых служит трубчатая сталь, ткани и пластик.

В 1960 году уже именитый Пантон перебирается в Швейцарию. После того как вместе с Арне Якобсеном они успешно завершили работу над стулом из цельного куска фанеры под названием «муравей», начинающий дизайнер открывает собственную студию — Verner Panton Design Studio. После некоторого спада популярности, холодным душем пролившегося в 70-х гг., ее новый виток сверкнул подобно молнии в 90-х гг. Все дело в капризной моде, сменившей ироничность и политизированность на необычные формы и яркие краски середины XX-го века, воплотившиеся в творчестве Вернера Пантона. Непревзойденный мастер цвета и формы умирает в Копенгагене в 1998 году. Смерть настигла Пантона за каких-то 12 дней до открытия экспозиции «Свет и цвет» в Trapholtmuseum в Колдинг, Дания.


Читать статьи на похожие темы:


Наперекор традициям

Первоначально взятый курс на общескандинавские стилевые предпочтения, укладывающиеся в рамки обтекаемых форм, минимализма, древесины светлых оттенков не мог долго удерживать жадную до творчества натуру художника. На экстравагантном разбитом грузовике Volkswagen он время от времени колесил по Европе, где рассчитывал пополнить багаж опыта и грандиозных идей. Желание прорваться в пантеон дизайнеров ХХ века вынудило художника действовать вопреки общепринятым правилам. Воплотить свое видение он мог только через выдающиеся, экстраординарные творения. Как раз поэтому Вернер делает ставку на эффектную геометрию и уклон в сторону поп-арта. Достичь желаемого помогает увлечение развивающимися искусственными материалами вроде пластмассы и любовь к ярчайшим расцветкам.

Превыше всего ценящий цвет, художник буквально перевернул сферу оформления помещений с ног на голову. Но несмотря на увлечение яркими и чистыми цветами и оттенками, он больше известен как творец мебели необычных форм. Да и как забыть знаменитый стул Panton Chair, сделанный из единого куска формованного пластика? В свое время на вершине всеобщего внимания также находились подвесные варианты, напрочь перечеркивающие все законы гравитации, стулья-цветы, надувные аналоги и стулья с проволочным каркасом. Благо дело материалы последнего поколения давали шанс реализации самых смелых проектов.

Следование курсом экспериментов

Первый намек на собственный стиль состоялся в 1959 г., когда был создан стул «конус», имеющий вид скрученного металлического листа, приобретающего устойчивость посредством закрепления острого конца на крестообразной основе. Но здесь не обошлось без скандала, так как художник посчитал правильным выставить его рядом с креслом и обнаженным манекеном. Такое зрелище спровоцировало столпотворение зевак и вызвало обеспокоенность стражей правопорядка.

За Пантоном заслуженно закрепилась слава экспериментатора. Из его разработок того времени следует назвать образцы надувной мебели, сделанной из прозрачной пластиковой пленки. В эту же графу можно вписать проект первой в творчестве Вернера «тотальной среды» для отеля Astoria (Норвегия), где пол, стены и потолок были покрыты поп-артовыми орнаментами.

Далее стоит отметить фантастический эффект штаб-квартиры журнала «Шпигель» (1969 г.), а также известную инсталляцию Visiona II (Кельнский мебельный салон, 1970 г.) и офис издательского дома  Gruner + Jahr (Гамбург, 1973 г.).

Событием в жизни Пантона стало сотрудничество с компанией Vitra. Вместе они создали Flying Chair, оптимистичный фантазийный предмет; Panton Chair — первый стул, согнутый по принципу нависающей балки из единого листа пластика.

Революционные взгляды и их воплощение

Находясь в плену у революционных мировоззрений, Вернер не мог смириться с традиционным делением обстановки на пол, стены и потолок. Создавая множество инновационных, рискованных и игривых вещей, он руководствовался планами смещения привычных функций. А поскольку с внедрением прогрессивных технологий дизайнер получил шанс работать с плексигласом, фиберглассом, фанерой, пластиком, стеклом, сталью, пенорезиной, пенопропилеом, ему легко давались психоделические интерьеры, создать которые никто до него не осмеливался.

Он умел сотворить атмосферу, где каждый объект воспринимался не иначе как элемент одной концепции. В качестве примера стоит вспомнить инсталляцию «Фантастический ландшафт» в волнистой комнате Visiona II (1970 г., Кёльн, Германия). Этот интерьер, где стены, пол, потолок и мебель представляют собой единый организм, до сих пор считается эмблемой 60-х.

Кроме того, настоящим прорывом в дизайне стал Cone Chair, умело сконструированный из металлической проволоки Wire Cone Chair. Нельзя не назвать и кресло из прозрачного оргстекла, аналог из тонкого пластика с возможностью наполнения его воздухом.

Глядя на мебель Вернера, невольно закрадывается мысль, что перед нами скорее скульптурные творения. Примером могут служить стулья, сидения и спинки которых сформованы как единое целое. А экземпляр Ant имел три ножки из гнутых трубок, яркий и легкий PantoSwing-2К, уверенно стоящий на двух ножках, который удивляет эргономичностью и динамикой.

Свет и цвет — основа всего

Философия дизайнера состояла в том, что каждый предмет в интерьере должен взаимодействовать с остальными. К достижению поставленных целей художника приближали эксперименты с цветом и светом. К разряду успешных результатов следует причислить серию ламп Fun, подвесные варианты — Globe, а также целый ряд люстр и светильников, число которых превышает два с половиной десятка.

Игра света и цвета, по мнению Пантона, является тем аспектом, который заставит интерьер заиграть совершенно новыми красками. Разработки Вернера Пантона еще долго будут находиться на ступени передовых интеллектуальных достижений в области дизайна. Если принять к сведению безошибочность предопределения тенденций, становившихся популярными в будущем, то закрадывается мнение насчет дара предвидения художника. Скорее всего, идеи великого дизайнера будут актуальными у многих поколений наших потомков.


Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!

Поделитесь этим:
VKOdnoklassnikiFacebookTwitter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.