За последние полвека наши дома сильно изменились. Но когда мы начинаем вспоминать интерьеры, в которых жили, анализируя дизайнерские приемы прошедших эпох, оказывается, что многое из того что было, достойно переосмысления и использования в современной жизни. Давайте прогуляемся по нашему прошлому? Неважно, родились ли вы в 1960-е или в 1990-е, прошедшие десятилетия — это лучшие тенденции в декоре!
Правда, чтобы понять настроение и оценить приемы в дизайне и декоре помещений, нам придется идти по двум маршрутам. Как вы помните, в Советском Союзе существовал железный занавес, через который с большим трудом пробивались тенденции Запада. Они, безусловно, формировали моду, но вместе с тем и трансформировались в совершенно отдельный аутентичный стиль. Мы не можем ни говорить о нем, потому что он был, он существует и сейчас в нашей памяти, и он оказал сильное влияние на формирование нашего восприятия современного пространства.
Пятидесятые
Послевоенная эпоха ознаменовалась не только беби-бумом, но и появлением стиля модернизм. Комнаты, как будто стряхнули с себя ненужный груз, и остались в практичном платье из джерси. Стены стали красить в светлые тона, мебель приобрела соблазнительные обтекаемые формы на стройных конических ножках. Чистый прямые линии создали особый стиль с легким намеком на античность, а яркие акценты в декоре напоминали, что самое страшное позади, а впереди только счастливое будущее.
Советский стиль 50-х отчасти начал повторять эти тенденции. Это было счастливое время: война закончилась, после ужасных лет геноцида наступила «оттепель», подходило к концу время коммуналок. Семьи потихоньку перебирались в новые отдельные квартиры. Наши дома тоже пытались сбросить с себя груз излишних проблем и вещей, но… может быть это удавалось не так быстро. Поэтому на дизайн помещений еще активно влиял стиль прошлого десятилетия.
От него пятидесятым годам достались огромные абажуры, узорчатые скатерти, массивная дубовая мебель, тяжелые шторы на деревянных карнизах.
К такому буфету и люстре стремился каждый представитель среднего класса. Это был эталон успешности. Как и наличие телефона, который говорил о непростом положении хозяина квартиры.
Шестидесятые
За десятилетия чистый открытый стиль 50-х набрал силу. Квартиры украсились огромными окнами от пола до потолка. Потоки света хлынули в комнаты и яркая палитра цветов на стенах и мебели заиграла новыми красками. Дизайнеры придумывали футуристические кресла и диваны, с четкими, плавными формами и полированными поверхностями, был внедрен совершенно новый принцип расстановки предметов, узоры в декоре стали вызывающе геометрическими, да и сам перечень материалов декора и предметов мебели стал шире: теперь это и стекло, и пластик, и дерево.
Интерьеры советских квартир очень старались соответствовать модным направлениям. Минимализм захватил и советское пространство. Буфеты превратились в полированные шкафы «Хельга»,
скатерти исчезли как класс и появятся теперь не скоро, их сменили полированные столешницы. Количество мебели значительно поубавилось, а оставшаяся, словно села на диету, в результате чего утратила не только свои пышные формы, но и рост. Теперь диваны и кресла поражали своей приземистостью и квадратностью.
Вот только яркие краски немного потерялись в долгой дороге к большой стране.
Читайте статьи на другие темы:
- Как можно жить в доме 2,5 на 6 метров и быть счастливым?
- В интерьерной моде акцент на бедность
- Очень маленькая ванная, а в ней… цветы! Такое возможно?
- Гарнитуры и тюли — тренды прошлого. Откажитесь!
- Уютный декор для небольшой квартиры
- Интерьерный стиль для маленькой квартиры
- Вигвамы в комнате — мечта детства!
Семидесятые
1960-е были только началом! Яркий и самобытный стиль 70-х сформировался на фоне технического прогресса. На авансцену вышли инновационные материалы — пластмасса и пропилен, которые хорошо поддавались формовке и окрашиванию. Рынок заполнился легкой пластмассовой мебелью обтекаемых и эргономических форм, крутящимися мягкими креслами, подвесными конструкциями. Художники дизайнеры придумывали фантастические предметы декора, мебели, светильников.
Если в семидесятых годах на Западе у вас не было ярких красок в интерьере и причудливой пластмассовой мебели, значит вы не шли в ногу с современностью!
В Советском Союзе идти в ногу с западным временем была мечта почти каждого гражданина. Чтобы купить мебель, записывались за полгода, стояли ночами в живой очереди, в надежде отхватить хоть что-то. «Стенка» была в каждой «большой комнате». Интерьер дополнялся складным полированным столом-книжкой, ковром на стене и низким квадратным диваном с двумя креслами на колесиках.
Восьмидесятые
Стиль этого десятилетия характеризуется творчеством дизайнерской группы Мемфис. Они перевернули все представления о дизайне вверх тормашками. Собственно, это и был их протест — долой «хороший дизайн»!
Основная фишка стиля — потрясающая самобытность! Всех дизайнеров, входивших в группу, объединяли новаторская идея, смелая игра материалами, фактурами, формами, умелое смешение стилей, острота жеста. Это было что-то невероятно остроумное и забавное. Стиль как-будто кричал: «Не относитесь к дизайну слишком серьезно!» Несмотря на легкость и оригинальность работ, дизайнерам удалось решить серьезные проблемы. Они отказались думать о прибыли и создавали качественные и многофункциональные вещи, искали новые выразительные средства, недорогие и практичные материалы. Их целью было установить связь между дизайнерской задумкой и потребителем. В итоге создалось новое концептуальное понимание дизайна интерьеров, а рынок наполнился оригинальными моделями телевизоров, фенов и мебели.
До большой страны на востоке новаторские идеи докатились разве что в области цветовых решений. Интерьеры 80-х значительно ярче и светлее, интерьеров предшествующего десятилетия.
К сожалению, ничего кардинально нового и интересного в дизайне интерьера советские «восьмидесятые» не принесли. Это было настоящее время застоя. Люди следовали традициям прошлого десятилетия и докупали по возможности то, что считали модным и современным. В мебели вместо деревянного массива или другого материала использовалось «дсп», которое не добавляло ей красоты, поэтому, от такой мебели в дальнейшем старались избавиться как можно быстрее, в отличии от добротных шкафов и сервантов 50-60-х годов. Единственным отличием был цвет и мягкая мебель, которая хоть и осталось в стиле 70-х годов, но стала ярче, мягче и уютнее. Такой стиль существовал практически до середины девяностых. Возможно, изменения начались бы раньше, но начало 90-х годов было для страны трудным и мало предсказуемым периодом, поэтому меняли что-то редко. Прошло несколько лет, и только тогда у людей появилась возможность переосмыслить свое жилье в соответствии с западными фильмами на кассетах, которые вставляли в видеомагнитофоны.
Девяностые
Тенденции в дизайне-декоре интерьеров этого десятилетия, как и в дизайне моды, теперь вызывает улыбку. После яркости и новаторства 80-х комнаты, словно успокоились и даже стандартизировались. Однако все в дизайне стало чрезмерным. Слишком много цветов, слишком много осветительных приборов, слишком много мягкой мебели, слишком дикие узоры и цвета в текстиле.
Квартира Моники в популярном сериале «Друзья» — основное воплощение декора 90-х. Однако, эта стильная эклектика с элементами декора с блошиного рынка, далеко не все, что характеризует стиль десятилетия. В это время на смену деревянным кухонным столешницам, приходит искусственный камень. В яркость и геометрию, доставшуюся от предшествующих годов, внедряется очарование Франции, с ее небрежностью и вальяжностью.
На постсоветском пространстве властвуют свои тенденции. Откуда они пришли? Скорее всего, так переосмысливались интерьеры из бесконечно длинных дешевых телевизионных сериалов.
«Санта-Барбара»? Арки были в каждом доме, который подвергался переоборудованию. Или новому слову «евроремонт».
В моду вошли шкафы-купе и сервировочные столики, их использовали как замена журнальным. Ковры на стенах скатали в рулоны и свезли на дачи, стены при этом оголились абсолютно, даже настенный декор присутствовал далеко не всегда.
Особым шиком были волнистые многослойные потолки из гипсокартона со встроенными точечными светильниками. Вообще, гипсокартон полюбился. Из него конструировали новое пространство, изобилующее нишами и арками и нишами с арочками.
Часто встречались и нестандартные идеи.
Шторы были переосмысленны совершенно. Многочисленные ламбрекены, многослойность и многоцветность — с одной стороны эта конструкция напоминала театральные кулисы, с другой — направление в дизайне моды одежды.
Правда, улавливается некая общность стилей?
Нулевые
Отличительна черта прошедшего десятилетие — дизайн как маловыразительный, но гармоничный фон. Причем, желательно, синий. Во всех оттенках от небесного до грозного. Считалось, что синий успокаивает и вдохновляет… Но потом вспомнили о депрессии, и тон стен поменялся.
Фуксия и белый заняли место синего, а античные акценты и художественные произведения вдруг стали неотъемлемой частью любого интерьера. Комнаты вдруг перестали быть декорациями и стали намекать, что здесь живут живые люди, которые одновременно любят картины Дали и букетики анютиных глазок. В принципе, тенденция «нулевых» определила то пространство, в котором мы живем сейчас.
Наконец-то российские люди смогли жить в современных интерьерах, как и весь цивилизованный мир. В начале 2000-х общая гармоничная безликость пространства была свойственна и нашим квартирам. Аккуратно подобранные оттенки, спокойные тона, удобная мебель, практичная ванная… Такой интерьер больше напоминал номер в хорошем отеле, чем частное жилье.
Явно требовалось переосмысление в сторону персонализации.
Сегодня, 20-е годы XXI века
Сегодня мы предпочитаем сочетание минимализма и эклектики в виде белых комнат, наполненных натуральными текстурами, умеренными цветовыми акцентами и множеством растений.
Добавьте несколько металлических предметов, мраморные поверхности и деревянную мебель в стиле середины века, и у вас получится всеохватывающая интерьерная эпоха.
Прелесть оформления современного пространства в том, что оно не имеет жестких рамок. Мы в праве сами решать, в каком пространстве нам жить. Это основной тренд — акцент не на причудливой мебели или контрастном узоре, а на личности того, кто живет в конкретном пространстве. Вы можете создать футуристическое пространство, в стиле лофт, куда отлично впишется кресло в традиционном английском стиле с удобными «ушками». Или привнести в строгий ампир легкий ажурный столик в стиле барроко. Вы можете создавать интерьеры в этническом стиле, если вам нравится прованс, континентальный стиль или спокойный холодный уют скандинавских стран. Важно не это! Заходя в ваше жилище каждый должен понимать, что здесь живете именно вы. Интерьер должен ненавязчиво рассказывать о ваших корнях, путешествиях, находках, литературных и музыкальных пристрастиях, намекать на ваши мечты, демонстрировать ваши навыки декоратора и мастера по рукоделию. Вы и ваше пространство — это непрекращающийся диалог, где каждый умеет слушать и понимать,и оба не устают гордиться друг другом…