Новости

Заброшенная Абхазия: постапокалиптические снимки некогда цветущего края от британского фотографа

«В Гагры с Якиным!» — во времена СССР фраза героини знаменитой комедии Леонида Гайдая была культовой. Тогда Абхазия считалась элитным курортом и излюбленным местом отдыха представителей партийной номенклатуры.

 


Особенный субтропический климат и чистое море щедро дополнялись творениями рук человеческих — на побережье возводились пансионаты и санатории, в горах — дачи и базы отдыха. Несмотря на общую серость архитектуры последних десятилетий СССР, в местах отдыха строительные стандарты были разбавлены разнообразными находками творческих личностей. Здесь подобное поощрялось — курорт же!

Увы, после распада СССР эти прекрасные места ждала незавидная участь — гражданская война практически уничтожила некогда цветущий край, превратив его в руины, достойные фантастических пейзажей какой-нибудь антиутопии. Минули десятилетий, но Абхазия до сих пор не  восстановлена в первозданном виде. Рядом с действующими пансионатами и сегодня попадаются их разрушенные «собратья». Но даже в этом запустении взгляд творческого человека способен рассмотреть особую деструктивную гармонию.

Для местных жителей окружающие руины навевают горькие воспоминания о прошлом и призывают к рассуждениям о настоящем. Соседи из бывшего Союза ощущают в узнаваемых очертаниях ноты грустной ностальгии по ушедшей эпохе и о временах собственной молодости. А вот иностранцы, свободные от лишних эмоций, способны гораздо легче воспринимать удивительное очарование, которое вызывают подобные пейзажи. Для них все эти руины — экзотика, погружение в совершенно другой мир популярного нынче фантастического жанра «Постапокалипсис».

Одним из таких людей является британский фотограф Джеймс Кервин (James Kerwin) — профессионал, который по долгу службы скитается по миру в поисках уникальных объектов для съемки. Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с подборкой его работ, в которых Джеймс попытался донести до зрителя собственное видение проблемы. Если вам кажется, что съемка руин — это не совсем правильно, даже не наводите объектив на Колизей, Мачу-Пикчу или египетские пирамиды, ведь это исторические памятники с такой же участью. Другое дело, что чернеющая пустота узнаваемых нами баз отдыха или жилых пятиэтажек ощущается гораздо острее. Британцу в этом отношении проще.

И все-таки, в чем же заключается эта особенная притягательность разрушения? Место, откуда по какой-то причине внезапно ушла жизнь, чаще всего вызывает негативные эмоции — жалость, тоску и даже суеверный страх. Но в ту же Припять практически не спадает уверенный поток экстремалов и романтиков всех мастей. Что же их привлекает? Существует как минимум две причины, которые превращают развалины в интересный для посещения и съемки объект.


Читать статьи на другие темы:


Прикосновение к истории. Можно штудировать многотомные труды титулованных ученых или быть завсегдатаем музейных выставок, а, может быть, даже лично заниматься раскопками. Все это замечательный способ изучить историю, но вот ощущается она ярче всего именно на развалинах. И в этом плане срок в двадцать-тридцать лет выглядит весьма привлекательным — еще не полностью испорчены и растащены мелкие вещи — обязательные детали полного исторического образа. Обрывок газеты, детская игрушка или плакат своего времени вызывает гораздо большие чувства, чем монументальные сооружения.

Но если даже не удастся обнаружить ничего подобного — на сцену выходит его величество стиль. Неизменный спутник своего времени, который угадывается в архитектуре и декорациях. Абхазские руины будто бы запечатлели в своих контурах закат СССР. Такие образы пробуждают воспоминания в людях постарше и не менее интересны для заинтересованной молодежи — мгновенное перемещение во времени безо всяких машин. Для британского фотографа это еще и уникальная возможность прикоснуться к закрытому миру вероятного противника. Диссонанс между былой роскошью и нынешним забвением ощущается вне зависимости от национального менталитета.

У поклонников жанра «постапокалипсис» заброшенная Абхазия вызывает совершенно другой интерес — здесь они могут в реальном времени понаблюдать за упадническими пейзажами. Но развалины сами по себе не оказывали бы на человека такого впечатления — однако в дело, как обычно, вмешалась природа. Местная растительность постепенно поглощает творения рук человеческих и порой уже сложно определить, что из этого является декорацией. Растения и заброшенные здания сплетаются в причудливом единении, на фоне которого именно человек выглядит чем-то забытым, лишним. Наблюдать за такими пейзажами со стороны одновременно жутковато и завораживающе.

Хотя среди развалин всегда укрывается еще одна неуловимая эмоция, которую способны ощутить лишь немногие — это надежда. Ведь если когда-то обычный человек смог все это построить, если ощутил в этих местах невероятное вдохновение, заставившее его создавать прекрасные скульптуры и невероятные архитектурные изыски — значит, всегда можно рассчитывать на возрождение былого великолепия. Возможно, не сразу — пройдут поколения и заброшенные здания окончательно обратятся в прах, но атмосфера созидания наверняка сохранится здесь надолго как заслуженный след человеческого труда.

С другими фото талантливого британца вы можете ознакомиться здесь.

 

Поделитесь этим:
VKOdnoklassnikiFacebookTwitter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.