Едва ли не в каждом доме в России можно найти фарфоровые вещицы с клеймом из трех букв — ЛФЗ или ИФЗ. Все они — от крошечных фигурок животных до роскошных сервизов из тончайшего фарфора — отличаются особым стилем, изяществом и оригинальностью.
Их дарят на память и привозят в качестве сувениров, держат за стеклянными дверцами или ставят на стол перед дорогими гостями. Даже те, кто не пылает любовью к красивой посуде, с удовольствием берут в руки невесомые чашечки и разглядывают на свет. Этому культурному феномену посвящена наша статья.
История русского фарфора
Сейчас, когда толпы иностранных туристов осаждают фирменные магазины Императорского фарфорового завода, сложно поверить в то, что еще в начале XVIII века фарфор в Россию завозился исключительно из заграницы. Императрица Елизавета Петровна, любившая красивые вещицы, отправила барона Николая Корфа «на разведку» в Европу. Возвратился Корф не один, а с Христофором Гунгером, который занялся устройством «порцелиновой мануфактуры». Поначалу дело не ладилось: посуда выходила темной, грубой, кривобокой и нисколько не была похожа на самые дешевые европейские образцы.
Однако благодаря таланту и старанию русского самородка Дмитрия Виноградова, которого сделали помощником самонадеянного шведа, к середине столетия мануфактура выпустила первые небольшие фарфоровые изделия, которые вполне могли конкурировать с европейскими аналогами.
С этого момента производство фарфора пошло как по маслу. Разумеется, не обходилось без помощи зарубежных специалистов, в основном французов, которые к этому времени поставили производство знаменитого севрского фарфора на широкую ногу. Работая вместе, русские и зарубежные специалисты изобретали и совершенствовали технологии, добиваясь высочайшего качества и великолепного внешнего вида изделий.
В XIX веке при заводе был создан музей, куда передавались копии всех изделий, разработанных мастерами.
Завод продолжал работать и после революции, когда ему присвоили имя Михаила Ломоносова. В разные годы эскизы для его продукции создавали Казимир Малевич, Николай Суетин, Ева Цайзель. В 1944 году Анна Яцкевич разработала узор, приобретший без преувеличения мировую известность и увековечивший в веках подвиг блокадного города — «кобальтовую сетку».
В 2005 году завод получил имя Императорского. По решению акционеров было немного изменено клеймо, однако традиции, к счастью, остались прежними.
Читать статьи на другие темы:
- Мебель-тренд из керамики
- Второе рождение чайных сервизов
- Рококо — торжество излишеств
- Костяной английский фарфор: белое золото для вашего интерьера
- Мейсенский фарфор — посуда или произведение искусства?
- Украшаем кухню декоративными тарелками
- Что такое нейтральные цвета и как правильно их использовать в интерьере
Мировой бренд
Изделия Императорского (Ломоносовского) фарфорового завода украшают не только дома обычных людей по всему миру, но и представлены в качестве экспонатов в Государственном Эрмитаже, Музее Куму, Метрополитен-музее, Галерее Виктории и Альберта и во многих других.
Политики и дипломаты часто преподносят их в качестве подарков зарубежным коллегам. Такие подарки неизменно вызывают восторг, да и как не восторгаться творением человеческих рук, которое кажется созданным с помощью волшебной силы!
Сейчас в ассортименте завода имеются коллекции, посвященные русскому балету, сказочным сюжетам, коллекциям Русского музея, пригородам и достопримечательностям Петербурга и, разумеется, «кобальтовая сетка». Посуда поражает не только обилием узоров, но и огромным разнообразием форм. Большая часть росписей по-прежнему наносится вручную, благодаря чему каждое изделие можно назвать в своем роде уникальным.