Есть страны, которые по праву считаются законодателями моды. Правда, есть и такие, которые спохватываются намного позже и начинают повсеместно внедрять то, что было на пике популярности лет сто назад. Подобную ситуацию пришлось отметить историкам в связи с Португалией XV—XVI вв., где в этот период начинает «править бал» стиль мануэлино.
Автор статьи: Светлана
Только, ввиду множества связанных с этим событием загадок, учёные до сих пор не пришли к единому мнению, что представляет собой мануэлино: национальный вариант Ренессанса или своего рода дань могуществу Португалии, её расцвету как морской державы, приобретшей многочисленные колонии. Название этого стиля посвящают имени короля — Мануэля I Счастливого, в годы правления которого (1495—1521) и состоялось зарождение данного направления в искусстве.
Что собой представляет стиль мануэлино
Может стиль мануэлино представляет не что иное, как продукт переработки посредством национальных жерновов наследия ренессанса и поздней готики? Зачастую искусствоведы не знают, в какую сторону склонится чаша весов: к совершенно оригинальному стилю, либо вторичному художественному явлению, основой которого служит заимствование. В этом направлении легко заметить влияние традиций, свойственных мавританской и готической архитектуры. Кроме того, здесь неизбежно присутствуют черты стиля платереско и архитектуры экзотических стран, таких как, Индия или арабские страны с их кружевными узорами. Не мудрено, что в период 15-16-го веков, когда Португалия переживала наивысший рассвет экономики и мореходства, зародился стиль, воплотивший неизвестные до того момента художественные формы и приёмы. К примеру: популярность морских мотивов даёт о себе знать декоративными элементами, предельно схожими с корабельными канатами, мачтами, мореходными инструментами, а также видом всевозможных обитателей моря, растительности, мифических существ.
Не спутать мануэлино ни с каким другим стилем, позволяет великое множество форм и символов, воплотившихся путём тончайшей переработки сложных элементов, характеризующихся объёмными формами. Особенно заметным на их фоне является контраст с очень гладкими стенами. Наряду с морскими канатами, являющимися одним из наиболее заметных и характерных черт мануэлино, также часто встречаются национальные символы государства Португалия. В качестве примера стоит упомянуть щит с гербом страны, армиллярные сферы, крест ордена Христа, искусно вплетенные в архитектурную вязь.
Читать статьи на похожие темы:
- Шедевр Гауди, который строится на протяжении более 130 лет
- 10 архитектурных курортов мира: куда поехать за экстерьерами
- Необычный дом с витражным фасадом в Тегеране
- Как мечта становится реальностью: кафе внутри фотокамеры
- Самые креативные скульптуры со всего мира
- Они существуют! Замки из диснеевских мультфильмов — настоящие
- Флорентийский замок в мавританском стиле. Еще одно чудо света!
Особое предпочтение также отдаётся природным элементам вроде виноградной лозы, листьев, дуба, плюща и лавра, кораллов, жемчужин, ракушек, наутилусов, морских водорослей. Кроме того, в постройках мануэлино встречаются початки маиса, жёлуди, коробочки семян мака, артишоки, гранаты, чертополох, цветы лотоса, сучковатые ветви. Не обделены вниманием и религиозные символы, герои народных верований, как уроборос, русалки, агнец божий и горгульи, изображения которых встречаются в этом многосоставном направлении.
Ощущения от стиля мануэлино
Если вам вдруг посчастливилось лицом к лицу столкнуться с строением, отвечающим всем требованиям мануэлино, то и после долгих часов рассмотрения, здесь будет найдено что-то новое. Будь то игра символов, волшебство переливов света, музыка цветовых сочетаний, сторонний наблюдатель сможет увидеть в этом некий намёк на историю завоеванных стран, переданных языком виртуозных иносказаний архитекторов. Какие же чувства появляются рядом с постройками в этом стиле? Прежде всего, следует отметить ощущение монументальности, вызванное цельностью объёмов зданий, контрастирующих с мавританскими башенками и витыми колоннами. Чувство неподдельного восторга также вызывает изобилие сложнейшей, будто источающей сок резьбы, которой украшены порталы и окна. Нельзя не отметить и контрастное сочетание уравновешенных массивов здания с прихотливостью его силуэта. В этом стиле прекрасно уживается, не свойственная Европе избыточность и вязкая орнаментика декора, не двузначно намекающего на искусство Индии, где мореплаватели Португалии побывали уже в 1498 году.
Идейные вдохновители и творцы
Зародившийся во времена правления Мануэля I, стиль отражает мессианские амбиции, на которые взят курс после «чудесного» прихода этого короля к власти, что стало возможным по причине неожиданной смерти других прямых наследников трона. О роли идейного вдохновителя и спонсора короля Португалии говорит эмблема «МА», вместе с гербами и крестом военного ордена Христа (наследника ордена тамплиеров), неизменно присутствовавшая в ряду элементов данного стиля. Даже в те времена, когда процветание и могущество Португалии отошли в прошлое, а дворцы и храмы пали под натиском разрушительного землетрясения 1755 года, декор восстановленных построек полностью созвучен с мауэлино.
Дело не только в памяти о былом величии государства, но и в пластичности этого направления в архитектуре, обеспечивающего возможность гармоничного сочетания с несколько припозднившимся португальским барокко. Не только строения больших городов, но и скромные церквушки небольших поселений могут похвастаться порталами, украшенными армиллярными сферами, эмблемами короля Мануэла («МА»), орнаментом с канатами, коробочками мака и кукурузными початками.
Мастерами, воплощающими идеи мануэлино в камне, являются такие знаменитости, как Диогу Бойтака, Франсишку Фиал, Перу Галегу, Жуан де Варгаш, Жуан де Каштилью, Матеуш Фернандиш. В плеяде представителей второй волны, следует назвать архитекторов братьев Франсишку и Диогу де Арруда, Мануэла Пириша, Жуана Фавашу и Алвару Родригиша. Этот список может быть продолжен, но стоит ли перегружать наше повествование чрезмерным количеством имён, связанных с интересующей темой? Также не имеет смысла перечислять сооружения Португалии с архитектурой в стиле мануэлино, что включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Об ослепительной яркости и своеобразии данного направления своё слово скажет облик многих португальских городов.
В этот перечень будут включены такие памятники истории, как Монастырь иеронимитов (Жиронимуш) и Вифлеемская башня в Белене близ Лиссабона (начло XVI в.), монастырь Христа в городе Томар, доминиканский монастырь в городе Баталья — Санта-Мария да Витория и еще многие другие.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!